Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) задал вопросы властям России по ситуации с Заремой Мусаевой — женой экс-судьи Сайди Янгулбаева, которую силовики насильно вывезли из Нижнего Новгорода в Чечню — и обязал ответить на них до 7 февраля. Об этом сообщает «Комитет против пыток» (КПП).
Правозащитники 21 января подали срочную жалобу в ЕСПЧ из-за произошедшего с Мусаевой в соответствии с 39-м правилом Европейского суда. Оно применяется при необходимости срочной юридической помощи в случаях, когда «жизни и здоровью человека угрожает неминуемый риск причинения непоправимого вреда».
Пресс-секретарь КПП Наталья Курекина сообщила «Новой газете», что правозащитникам известно, какие именно вопросы ЕСПЧ задал властям РФ, но они не могут их озвучить. «Теперь ждем решения после 7 февраля», — добавила она.
В минувший четверг в нижегородскую квартиру судьи в отставке Сайди Янгулбаева и его жены Заремы Мусаевой пришли представители чеченского ГУ МВД по городу Грозному. Они увезли в неизвестном направлении Мусаеву, страдающую диабетом, без одежды и необходимых лекарств. Мусаева и Янгулбаев — родители экс-сотрудника северокавказского филиала КПП Абубакара Янгулбаева.
Чеченский омбудсмен Мансур Солтаев позже опубликовал видео беседы с Мусаевой, на котором она говорит, что «купили лекарства, никакого насилия [не применялось]». А региональный министр печати заявил, что женщину задержали в качестве свидетеля, а затем арестовали на 15 суток по административному нарушению — она якобы «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза». Согласно информации на сайте Ленинского районного суда, решение об административном аресте Мусаевой было вынесено 21 января.
В связи с происходящим КПП создал на платформе Change.org петицию с требованием отпустить женщину. На данный момент она набрала свыше 55 тысяч подписей.
При этом глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что Янгулбаевы якобы поддерживают экстремизм и терроризм, из-за чего их необходимо задержать, а в случае сопротивления — уничтожить.«Как бы там ни было, заявляю, что эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей. И это уже зависит не от меня», — считает Кадыров. После этого муж и дочь Мусаевой покинули Россию. Сегодня на фоне похищения Мусаевой Кадыров сделал заявление, в котором назвал «террористами» члена Совета по правам человека при президенте Игоря Каляпина и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину.
Правозащитники связывают похищение Заремы Мусаевой с деятельностью ее сына. Самого Янгулбаева-младшего ранее несколько раз вызывали на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу об оправдании терроризма (ст. 205.2 УК), у него дома проходил обыск.