Соотрудники правозащитной организации «Комитет против пыток» (КПП) направили срочную жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по правилу 39 после похищения чеченскими полицейскими жены федерального судьи Сайди Янгулбаева. Об этом правозащитники сообщают в телеграм-канале.
Жалоба по 39-му правилу применяется при необходимости срочной юридической помощи в случаях, когда «жизни и здоровью человека угрожает неминуемый риск причинения непоправимого вреда», уточняется в сообщении.
Накануне нижегородскую квартиру федерального судьи Сайди Янгулбаева — отца экс-сотрудника северокавказского филиала «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева пришли представители чеченского ГУ МВД по г. Грозному. Силовики пытались похитить Янгулбаева и его жену Зарему Мусаеву.
В КПП заявили, что полицейским удалось задержать Мусаеву. В процессе задержания 59-летнюю женщину избили, она потеряла сознание. «Ее волоком спустили с лестницы как мешок картошки, на ней было легкое платье и тапочки на босу ногу», — рассказала адвокат Наталья Добронравова, которая стала свидетельницей этих событий. Полицейские увезли Мусаеву, страдающую диабетом второго типа, в неизвестном направлении без одежды и необходимых лекарств и инсулина. По словам правозащитников, супруге Янгулбаева необходимо делать уколы инсулина пять раз в день.
Сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «странной» новость о похищении супруги федерального судьи. «Ну вообще фантастическая история, конечно, мы предпочитаем просто не верить таким сообщениям без каких-либо подтверждений. Уж очень в неправдивое время мы живем», — заявил он.
За день до похищения Мусаевой сотрудники чеченской полиции приехали в Нижний Новгород с постановлением о принудительном приводе Сайди Янгулбаева и его жены для допроса в качестве свидетелей по делу о мошенничестве, которое находится в производстве следователя СК по Чечне. При этом, статус федерального судьи (обеспечивающий неприкосновенность) Янгулбаева делает такое постановление незаконным. Более того, никто из семьи Янгулбаева ранее не получал повесток с вызовом на допрос.
«Мы подозреваем, у нас пока нет этому доказательств, что это может быть обыск, связанный в том числе с сыном Сайди Абубакаром Янгулбаевым, нашим бывшим сотрудником, который работал в Пятигорске, в северокавказском отделении "Комитета против пыток". До Нового года его квартиру в Пятигорске обыскивали, его возили на допрос, после которого отпустили», — рассказала пресс-секретарь КПП Наталья Курекина, подчеркнув, что точного понимания, почему неизвестные приехали к Янгулбаеву-старшему, нет.
Обыск у Абубакара Янгулбаева в Пятигорске прошел в конце декабря. В КПП говорили, что это могло быть связано с тем, что силовики заподозрили его в связи с оппозиционным телеграм-каналом «Адат», хотя правозащитник к нему отношения не имеет. Янгулбаева тогда допросили как свидетеля по уголовному делу по статье 205.2 УК («Оправдание терроризма»).