Решения Верховного суда РФ и Мосгорсуда о ликвидации по требованию прокуратуры Международного общества «Мемориал»* и Правозащитного центра «Мемориал»* стали одним из наиболее знаковых событий прошедшего года. Решения еще не вступили в силу и будут обжалованы, но хотя в конце декабря стало ясно, что в первой инстанции шансов спасти «Мемориалы» не было, хоронить их все же пока рано. Дальнейшее разбирательство может оказаться не таким быстротечным, как оставшийся за административными истцами первый раунд (от подачи исков до решений по существу прошло чуть более двух месяцев).
Решения обоих судей: Аллы Назаровой из Верховного суда РФ и Михаила Казакова из Московского городского, в мотивировочной части полученные «Мемориалами» уже после Нового года, — при внимательном чтении производят добротное впечатление: они вынесены не под копирку, можно сказать, творчески. В оценке доводов ответчиков о том, что нигде нет ясных указаний, как должна производиться маркировка «иностранных агентов», судьи даже разошлись: Казаков в Мосгорсуде счел, что этот довод не имеет значения, так как обсуждается факт отсутствия маркировки как таковой, а Назарова из Верховного суда, объясняя, почему ее не устраивает, как это делало Общество «Мемориал», расписала — впервые, выполняя тем самым работу за Минюст! — как именно такая маркировка должна была бы, на ее взгляд, выглядеть.
Судебные решения явно выигрывают на фоне истерики прокурора Алексея Жафярова в духе его коллеги Вышинского на процессах 30-х годов ХХ века (тут трудно удержаться от цитирования): «Давайте зададим себе методический вопрос — а нужны ли нам такие уроки истории?.. Почему мы, потомки победителей, вынуждены наблюдать безнаказанность в реабилитации изменников Родины?