Апелляционный военный суд в подмосковной Власихе смягчил наказание фигурантам дела сахалинских подростков Илье Грунису и Максиму Пудовкину, рассказал «Новой газете» адвокат Леонид Соловьев.
Ранее Груниса и Пудовкина приговорили к 7 и 6,5 года колонии соответственно по обвинению в подготовке массового расстрела в Сахалинском горном техникуме в поселке Шахтерск (ч.1 ст. 30, п. “а” ч. 2 ст. 205 УК).
После апелляции срок Груниса сократился до 6 лет колонии общего режима, Пудовкина — до 5 лет.
Изначально прокуратура требовала для них по девять лет колонии, однако суд первой инстанции оправдал обоих студентов по эпизодам незаконного изготовления взрывчатки (ч.2 ст. 223.1). Пудовкин также был оправдан по статье о незаконном приобретении оружия (ч. 2 ст. 222 УК в редакции 2014 года), а Грунис — по статье о пропаганде терроризма (ч.2 ст.205.2). За ними признано право на реабилитацию.
Экспертиза Следственного комитета не нашла на оружии и взрывных устройствах, изъятых в домах студентов, биологических следов фигурантов, несмотря на то, что обрез ружья якобы был найден в доме у Груниса в ящике с бельем, а самодельное взрывное устройство — в постели Пудовкина.
«Ничего дополнительного не явилось миру. Прокурор просил отменить приговор и отправить на новое рассмотрение, так как его не устроило частичное оправдание. Но ему было отказано в этом», — рассказал адвокат Соловьев.
В ходе процесса в Первом Восточном окружном военном суде была назначена проверка действий следователей ФСБ при обыске у фигурантов дела, однако позже суд не стал принимать во внимание результаты проверки. Родители фигурантов заявляли, что во время обысков оружие и взрывчатка могли быть подкинуты их детям. Силовики не смогли предоставить суду видеозапись обыска, сославшись на то, что она уже уничтожена.
Илья Грунис на суде заявлял, что сотрудники ФСБ якобы могли следить за ним, так как проходил лечение в психиатрической больнице и рассказывал о своих тревожных мыслях и агрессии. Он полагает, что на основании этого следствие могло решить, что он якобы склонен к нападениям.
В качестве свидетелей обвинения по делу проходила уборщица техникума, которой Пудовкин грубо ответил в ответ на замечание, а также сотрудник ЧОПа, который якобы видел, как зимой кто-то похожий на фигурантов дела выходил из леса после того, как там раздался выстрел.
Грунис и Пудовкин находились в СИЗО с конца марта 2020 года. Проведенное под страже время засчитано им в срок наказания по формуле «день за день».
Отец Максима Пудовкина Андрей также сообщил, что после выхода в «Новой газете» материалов о деле сахалинских подростков в 2020 году к Максиму в СИЗО приходили люди в штатском, представившиеся сотрудниками ФСБ. Они пытались оказывать на него давление и рекомендовали «не заниматься херней».
Молодых людей задержали в марте 2020 года, на момент заключения под стражу они были несовершеннолетними. Им предъявили обвинения только после того, как обоим фигурантам исполнилось 18 лет. Суд квалифицировал их действия как приготовление к теракту.