Пока все боялись НАТО
Как только распался СССР, Турция, которая до этого была единственным международно признанным тюркоязычным государством в мире, тут же активизировала контакты с бывшими советскими республиками из Центрально-Азиатского региона. Уже в 1992 году тогдашний президент Турции Тургут Озал созвал в Анкаре первый саммит тюркоязычных государств, на который приехали президенты
- Казахстана,
- Кыргызстана,
- Узбекистана,
- Туркменистана,
- Азербайджана.
Тогда все лидеры сразу согласились с тем, что нужно налаживать политическое и экономическое единство. Но в следующем году Тургут Озал внезапно умер (споры о том, был ли он отравлен, идут до сих пор), и, хотя в 1994 году саммит тюркоязычных государств состоялся во второй раз, организация несколько сместила акценты в сторону культурного и социального сотрудничества.
В дальнейшем в организацию вступали на постоянной основе представители и других стран, но в целом организация как публичное объединение откровенно зачахла. Надо сказать, что в этом не было заинтересованности, в первую очередь, у самой Турции: представители турецкого бизнеса зашли в Центральную Азию без особых проблем и без большой опоры на союзные договоренности. Видимым эффектом от организации являлось открытие турецких лицеев в разных странах. В 2009 году четыре страны — Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан и Турция — создали Тюркский совет, который и стал прообразом нового Союза.