Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить 450660 евро компенсации Наталье Туниковой, Елене Гершман, Ирине Петраковой и Маргарите Грачевой, подвергшимся домашнему насилию. Об этом сообщается на сайте суда.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить 450660 евро компенсации Наталье Туниковой, Елене Гершман, Ирине Петраковой и Маргарите Грачевой, подвергшимся домашнему насилию. Об этом сообщается на сайте суда.
Суд назначил 370 660 евро компенсации Грачевой, а также по 25 тысяч евро Туниковой, Гершман и Петраковой. ЕСПЧ признал, что в отношении истцов были нарушены статьи Конвенции о запрете пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (3 статья) и о запрете дискриминации (14 статья).
Европейский суд постановил, что
Россия должна внести в законодательство поправки, направленные на предотвращение повторных актов домашнего насилия и защиту жертвы подобного насилия.
В том числе, согласно решению ЕСПЧ, следует ввести защитные предписания (временный запрет на приближение) и криминализировать все акты домашнего насилия, включая побои.
«Это дело можно назвать самым важным для России, потому что выводы Суда выходят за рамки исключительных интересов заявительниц, и устанавливают системную проблему в российском законодательстве о домашнем насилии», — заявила старший юрист «Правовой инициативы»* Татьяна Саввина.
В 2017 году муж вывез Грачеву в лес и отрубил кисти рук. Он ревновал ее и подозревал в изменах. Грачева неоднократно сообщала в полицию об угрозах мужа, но участковый игнорировал ее жалобы.
Петракову муж неоднократно избивал и насиловал. Суд приговорил его к общественным работам, а затем отменил наказание.
«Правоохранительные органы не расследовали случаи домашнего насилия надлежащим образом и не наказывали виновных. Это привело к тому, что женщины подвергались насилию систематически, а в случае Маргариты Грачевой, потерпевшая подверглась особо жестокому обращению и лишилась конечностей рук. И мы можем сказать, что именно государство напрямую виновно в том, что это произошло с заявительницами, и в том, что это продолжает происходить с тысячами женщин по всей стране», — заявила адвокат Мари Давтян, представляющая интересы Грачевой и Петраковой.
Гершман муж также неоднократо избивал, но уголовного дела возбуждено не было. После развода уже бывший муж выкрал их малолетнюю дочь, вернуть девочку получилось только через суд.
Туникову муж угрожал выкинуть с балкона на 16 этаже, а также регулярно бил. Во время очередного акта насилия женщина ударила его ножом.
Против нее возбудили уголовное дело о причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), а затем переквалифицировали статью на причинение вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны (ст. 114 УК).
Суд приговорил Туникову к шести месяцам исправительных работ, а затем амнистировал в честь юбилея Победы.
«Очень важно, что Суд признал отсутствие специализированного регулирования против домашнего насилия дискриминаций против женщин», — отметила Мария Воскобитова, представляющая интересы Тунниковой.
Глеб Глинка, также представляющий Наталью, надееется, что сотрудники «полиции и медики, которые сталкиваются с жертвами, наконец будут обучены работать с ситуациями домашнего насилия», а суды перестанут использовать «формальный подход к самообороне по делам о домашнем насилии, который превращает жертву в обвиняемую».
В 2017 году президент России Владимир Путин подписал закон о декриминализации домашнего насилия — побои, совершенные впервые, были переквалифицированы из уголовного преступления в административные правонарушения.
В апреле 2021 года Конституционный суд обязал изменить статью Уголовного кодекса для защиты жертв домашнего насилия.
Согласно документу, статья 116.1 УК «не обеспечивает соразмерную уголовно-правовую защиту», если насилие совершено человеком, имеющим судимость.
Отдельный закон о профилактике домашнего насилия рассматривался в 2019 году, но так и не был принят.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}