Комментарий · Общество

«Ну-ка тихо! Устроили тут Шиес!»

Объявлен сбор средств на книгу о легендарной точке протеста

Анна Шулятьева , специально для «Новой»
Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

В 2018 году название маленькой безлюдной станции в Архангельской области узнала вся страна. Шиес стал именем нарицательным. Здесь больше двух лет активисты боролись против строительства мусорного полигона.

«Сначала надеялись, что это неправда и не будет здесь мегапомойки. Надеялись, что пройдут митинги и закончится все самостоятельно, под действием властей. Но этого не произошло», — поделилась Екатерина Векшина, одна из активисток. 

Людям пришлось взять ситуацию в свои руки. Тысячи запросов в ведомства, митинги, наблюдательные посты стали частью их борьбы с полигоном.

Активистам удалось отстоять Шиес. Сейчас на станции сделана рекультивация — нет больше бетонных плит, техники, общежития и людей в черных масках. На месте вырубленного леса растут беззащитные хрупкие саженцы, которые со временем превратятся в густой роскошный лес.

Шиес после рекультивации. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Протест закончился, но Шиес как явление остался. Остался вшитым, встроенным в сознание людей. 

Как отправная точка, про которую можно сказать «Нет худа без добра».

Шиес помог объединиться неравнодушным людям, которые сохранили общение и после протеста. Это уже не горстка разрозненных людей с индивидуальным мнением, это сплоченная активная часть населения, которая решает и другие проблемы.

Так на волне борьбы с полигоном на Шиесе в Архангельской области и в Республике Коми началось экологическое движение, которое занимается раздельным сбором отходов (РСО) — сортируют пластик, стекло, бумагу и отправляют на переработку. Из переработанного пластика делают тротуарную плитку. Наталья Нюхина и Ирина Латухина познакомились в чате соцсети «ВК», который создали активисты Шиеса. 

«Нам писали, что мы, жители Архангельской области, сами живем как свиньи и за собой убрать не можем! — поделилась Ирина Латухина, один из организаторов РСО в Котласе. — Это стало поворотным пунктом к созданию экодвижения, мы решили доказать, что можем сохранить природу. Так возникло экологическое движение «Спасите ежика».

Наталья Нюхина и Ирина Латухина, Котлас

Наталья и Ирина, Котлас. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Наталья Нюхина: 

«До Шиеса я всегда старалась заботиться о природе: использовала повторно пакетики, берегла ресурсы (воду и свет), но ситуация с Шиесом, как говорится, «накрыла». Пришло четкое понимание, что мы должны действовать, уже невозможно сказать — мы не умеем и не хотим правильно обращаться с отходами. Не было бы Шиеса, не было бы у нас раздельного сбора». 

То, что люди изменились, подтвердили выборы в органы местного самоуправления, которые прошли осенью этого года.

Среди кандидатов было много защитников Шиеса.

В поселке Мадмас Республики Коми наибольшую поддержку избирателей получил Александр Нейман — работник пожарной части, а в свободное время активист, который перекрывал дорогу грузовикам и возил людей на Шиес. 

В соседнем муниципалитете Архангельской области главой поселения «Урдомское» стал Сергей Якимов — бывший юрист и активный участник народного противостояния. Его юрисдикция распространяется и на территорию ст. Шиес.

«Шиес не дал отсидеться никому. Это как война, а война раскрывает людей». — Николай Леушев, врач и уважаемый человек в поселке Урдома Архангельской области, в свои 62 получил судимость за несогласованную организацию митинга на Шиесе.

Николай Леушев, Урдома: 

«Шиес изменил мои взгляды на жизнь. Поменялось мнение о власти, о стране, о людях. Люди, те, которые раньше казались простыми, грубоватыми, оказались настоящими, глубокими, с тонкими натурами, раскрылись и стали моими друзьями». 

Николай Леушев. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Ирина и Екатерина начали ездить на Шиес с февраля 2018 года — дежурили, фиксировали нарушения. Эти два года они жили одним днем, не знали, что будет завтра, не планировали отпуска, отдых. Была неделя, когда останавливали бензовозы в Урдоме, — они ложились спать в одежде, рядом складывали теплые штаны, куртки, чтобы в мгновение собраться, если позвонят — сработает «красная кнопка». «Что изменилось? Не стало страха. Поняли, что надо отстаивать свою точку зрения. Не слушать власть беспрекословно, надо чувствовать и понимать, где правда и отстаивать ее. Если бы мы не защищали свою позицию, не знаем, чтобы тогда было».

Ирина и Екатерина. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Андрей Векшин окунулся в тему Шиеса в феврале, когда останавливали бензовозы, которые незаконно везли на Шиес топливо через поселок Урдома Архангельской области.

«Я тогда поверил, что народ решает, власть может народ услышать. Только услышала она не слова, а радикальные действия».

«Протест шиесский показал, что не все решено и можно чего-то добиться. 

Главное, не молчать и не сидеть дома. В нашей жизни ничего не потеряно, только надо делать все своими руками». 

Андрей Векшин. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Кириллу Полтавцу было 16 лет, когда начался Шиес, он учился в школе, но по субботам дежурил в самые тяжелые ночные смены — с 3 часов ночи до 8 утра. 

«Шиес развил во мне некую ответственность не только за себя — за людей. Когда я начал ездить на Шиес, полюбил природу, лес. Начал все ценить по-другому. Шиес сыграл роль в выборе моего дальнейшего пути. Раньше планировал уехать отсюда, а сейчас захотелось связать жизнь с этим местом».

Кирилл Полтавец. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Вера Бережная в протесте с первых дней, и до последнего наблюдала за рекультивацией. Она единственная женщина в бригаде мужчин, которые обеспечивали лагерь всем необходимым. 

«После Шиеса я стала более осмысленно заниматься раздельным сбором отходов, других пытаюсь убедить. К сожалению, мало кто разделяет мусор, даже до урны некоторые не доносят. Но, думаю, капля камень точит. Я за чистоту. Хочу, чтобы место, где я живу, было чистым. Если каждый на своем месте будет выполнять свою работу быстро и качественно, тогда и жизнь изменится». 

Вера Бережная. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Активистка Анна Шекалова до Шиеса жила своей жизнью, особо ни с кем не общалась, хотела переехать к дочке в Ярославль. 

«Шиес меня перевернул за эти два с половиной года. Я стала смотреть на жизнь по-другому. Поняла, что материальное не самое главное. Государство нас загнало в кредиты, ипотеки, чтобы мы не видели, что происходит вокруг».

Анна Шекалова. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Дарье Овчинниковой из Архангельска было 17, когда она пообещала себе, что в день своего совершеннолетия поедет на Шиес. До этого девушка каждый день дежурила на архангельской бессрочке. Она сдержала слово. С 2018 года ее жизнь превратилась в один длинный шиесский день. 

«Протест дал мне хороших друзей. Я стала уважать чужое мнение. Мной стало сложно пользоваться и сложно манипулировать, теперь без страха говорю свою точку зрения. Я росла без отца, и на Шиесе увидела пример настоящих мужчин. Это помогло мне определить свои критерии идеального и правильного мужчины».

Дарья Овчинникова. Фото: Анна Шулятьева, специально для «Новой»

Документальный фотограф Анна Шулятьева из Архангельской области и Наталия Бешкарева — журналист из Республики Коми решили сохранить хронику народного протеста.

На крауд-платформе «Планета» стартовал проект по сбору средств на издание книги о Шиесе. В нее войдут более 100 снимков девяти авторов и воспоминания людей, принимавших участие в протесте.

Планируется напечатать ограниченный тираж в 300 экземпляров. 

Предзаказ книги можно сделать сайте «Планеты» до 22 февраля.