Александр Лукашенко очевидным образом обостряет конфликт. Провоцирует мигрантов на силовое проникновение на территорию Евросоюза. Зачем он это делает?
Первый ответ, который напрашивается: отомстить ЕС или принудить его к диалогу. Но если подумать, в этом нет никакого смысла. Сейчас на границе Беларуси и Польши зажаты 4‒5 тысяч мигрантов, всего их в Беларуси около 12 тысяч. Даже если поляки всех их беспрепятственно пропустят на свою территорию, Евросоюз этого не заметит. Более того, ЕС легко справляется даже с потоком в десять раз большим — никакого глобального «мигрантского кризиса» такая небольшая экспансия не вызовет. Подавляющее большинство переселенцев, если окажутся в ЕС, будут задержаны и отправлены обратно в Ирак, который уже соглашается их принять. Поэтому, если Лукашенко и пытается кого-то здесь принудить к сближению, так это Москву, а не Евросоюз (см. об этом ниже).
Второй вариант неправильного ответа: чтобы заработать. Каждый мигрант заплатил от 2600 долларов за поездку в ЕС через Беларусь. Однако следует понимать, что большая часть этих денег уже осела в карманах исполнителей. До копилки режима дошла, дай бог, половина. К тому же управделами президента Беларуси сказочно богато, это не их масштаб. Наконец, каждый день противостояния на границе сам по себе стоит Лукашенко немалых денег. Мигранты платили свои кровные один раз, а расходы на продолжение конфликта белорусский режим несет каждый день.
Тогда получается, что действия Лукашенко выглядят абсолютным нонсенсом, истерикой? К сожалению, вряд ли это так: «последний диктатор Европы» отнюдь не безумен. Давайте подумаем, зачем на самом деле нужен «мигрантский кризис».