Сюжеты · Общество

Накумарили

СКР нашел преступную группировку, о которой в Петербурге никто не слышал. Бывшему «ночному губернатору» Владимиру Барсукову предъявлено очередное обвинение

Максим Леонов , специально для «Новой»

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Убийства 20-летней давности, жертвами которых стали водитель и ближайший друг лидера тамбовского ОПС, Георгий Поздняков и Ян Гуревский, СК теперь вменяет самому Владимиру Барсукову (Кумарину). Роль исполнителей СК отводит членам группировки, которой никогда не было ни в базах РУБОП, ни в полицейских сводках, ни в рассказах старожилов «бандитского Петербурга». «Альметьевские» появились только в материалах уголовного дела против Барсукова и только на третьем десятке лет следствия. СК занимается этим делом ровно столько, сколько существует само ведомство, за затягивание процессуальных действий Мосгорсуд уже наказал его, огласив решение по иску Барсукова. На днях СК предъявил Барсукову новое обвинение — в двойном убийстве.

Первое было совершено 25 марта 2000 года. Утром 44-летний Георгий Поздняков, не просто шофер, а очень доверенный для Барсукова человек, пришел в спорткомплекс на Кронверкском проспекте на тренировку. Об этой его привычке знали многие. Там его частенько ждали жаждущие общения с лидером тамбовских. Поздняков в силу своего положения мог посодействовать в организации встречи. На этот раз его ждал киллер. Он всадил в охранника «ночного губернатора» шесть пуль, и еще одну — в затылок. Больше всех убивался тогда Барсуков. На похоронах водителя его не было, в ближайшем окружении объясняли это тем, что Позднякова для того и убили, чтобы выманить его патрона и на кладбище ликвидировать.

Спорткомплекс ПГУПС на Кронверкском проспекте в Петербурге — место убийства Георгия Позднякова. Фото: wikimapia.org

Спустя два месяца, 14 июня 2000-го, был расстрелян из автомата Калашникова Ян Гуревский — ближайший помощник Барсукова, ведавший его финансовыми делами, контролировавший многие бизнес-схемы тамбовских, один из самых близких Барсукову людей. Это стало еще более тяжелой потерей для Барсукова и сокрушительным ударом по сообществу.

Называли и исполнителей: по версии представителей тамбовских, оба убийства совершили члены группировки, прибывшей в Питер в 1990-х из сибирского города Братск. Тогда, рассказывают тамбовские, они пригрели братских, взяли крепкий и слаженный коллектив под свое крыло, дали им делянку — помещение в магазине «Юбилейном» на Свердловской набережной для торговли спортивным питанием. Освоившись в Питере, братские стали контролировать еще и торговлю корейскими автомобилями, пригнанными с Дальнего Востока. Потом и знаменитый в те года авторынок на проспекте Энергетиков, известный центр криминальных разборок. Сибиряки собирали там дань, делясь ею с тамбовскими, разруливали конфликты и считались частью влиятельного бандитского сообщества.

Георгий Поздняков и Ян Гуревский. Фото из материалов дела

В конце 1990-х в братской ОПГ начались кровавые разборки. В 1998-м были убиты Игорь Лысенко и Анатолий Медведев, считавшиеся лидерами группировки. За ними в мир иной последовали еще несколько товарищей. Именно тогда, по данным управления уголовного розыска ГУВД Питера и области, группировку возглавил Олег Маковоз по кличке Маклауд, присланный в Питер, как утверждали враги и конкуренты братских, видным вором в законе Тюриком. Считается, что с этого момента братские поменяли профиль деятельности: под руководством Маковоза, как уверяют их недоброжелатели, они к сбору дани и торговле корейскими машинами добавили специализацию на заказных убийствах.

В октябре 2003-го было совершено покушение на Маковоза. Организовал его один из его подчиненных, бывший спецназовец Денис Долгушин. Подготовку к покушению отслеживал убойный отдел милицейского главка, и Долгушина «приняли» через день после покушения на его шефа. Несколько месяцев тот отказывался общаться с правоохранительными органами. Утверждал, что если он заговорит, то его убьют тамбовские. По Питеру ходит байка о том, что Владислав Пиотровский, в последующем генерал и начальник питерского ГУВД, а в ту пору начальник криминальной милиции, пошел на рискованный и не совсем законный шаг: попросил лидера тамбовцев Барсукова поговорить с Долгушиным. 

И получив гарантии безопасности от главного криминального авторитета Петербурга, обвиняемый будто бы запел.

Долгушин тогда рассказал следствию, что состоял в братской ОПГ, а его шеф Маковоз, в свою очередь, был проводником интересов одного из самых авторитетных российских воров в законе Тюрика (Владимира Тюрина). Тогда же Долгушин показал, что именно братские убили Позднякова и Гуревского. Заказчиком, по словам Долгушина, выступал давний враг и соперник Барсукова, деливший с ним «бандитский Петербург», Костя Могила (Константин Яковлев). В распоряжении «Новой», как мы уже рассказывали, есть аудиозапись беседы Барсукова с Долгушиным. В обмен на обещание Барсукова не преследовать его Долгушин подробно рассказал о многих совершенных и планируемых убийствах.

Долгушин — Барсукову:

«Технология простая. Убрать Костю Могилу, ну он с Тюриком поссорился, мы готовились, но там без нас… Потом вас убрать, Рому Маршала (Роман Равилов, казанское ОПС. — Прим. авт), Фиму (Александр Ефимов, он же Фима-Банщик), Васю (Василий Владыковский, Вася Брянский, один из лидеров тамбовских), Рому Цепова. И все, город ничей… Тюрик с Малышевым разговаривал… Они с 90-х общаются… Малышеву это на руку, а люди Тюрика его интересы бы здесь представляли… Цепова вообще было легко исполнить: он не на броневике, а на «хаммере» ездил… Вас был вариант еще у гостиницы «Европейская» убрать. Там за углом ремонтируют здание, расстояние пустяковое… Тот, кто Яна исполнял, стреляет хорошо… Вы же в гостинице часто бываете, встречи у вас там».

На основании показаний Долгушина в 2004 году был арестован Олег Маковоз. Его подозревали в совершении или подготовке к 18 убийствам. В том числе ему вменялись убийство вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича, подготовка к убийствам Романа Цепова, лидера тамбовцев Владимира Барсукова, начальника криминальной милиции Владислава Пиотровского, Кости-Могилы.

Позже выяснится, что к убийству Маневича братские не имеют отношения. И Костю Могилу ликвидировала другая команда. Сам Долгушин говорил, что сибиряки готовились к преступлениям, но их опередили. Но и того, что оставалось, вполне хватало на пожизненное заключение для Маковоза. Наверное, поэтому тот пошел на сделку со следствием. И основным пунктом этой сделки стали показания, которые он дал против Барсукова.

Олег Маковоз. Фото из архива

Владимир Барсуков был арестован в августе 2007-го. Его обвинили в рейдерских захватах магазинов и ресторана в Петербурге и в покушении на убийство авторитетного бизнесмена, которого тоже причисляли к тамбовским и называли совладельцем Петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева. Но обвинение в покушении на Васильева казалось слишком зыбким, а следствию, как можно предполагать, необходимо было оставить Барсукова под арестом. В нужный момент и вышел на арену Маковоз: на очной ставке в октябре 2008-го он вдруг сообщил следствию, что Гуревского и Позднякова заказал Барсуков. Якобы потому, что от «крестного отца» этого прямо-таки требовал мелкий бригадир Рома Маршал по поручению Могилы. При этом Маковоз уверял, что присутствовал при разговоре, состоявшемся в ресторане «Амадеус» на Суворовском проспекте, в качестве охранника Маршала. Получалось, что лидер тамбовских выполнял указания своего главного врага в общественном месте да еще и в присутствии подчиненных с охранниками.

Некоторая несуразность показаний Маковоза никого, судя по всему, не смутила. А проверить версию было не у кого: сам Рома Маршал пал жертвой разборок еще в 2004-м. И теперь, после еще 13 лет упорного следствия, именно слова Маковоза лежат в основе текста постановления о привлечении в качестве обвиняемого, которое на днях было вручено Барсукову (есть в распоряжении «Новой»).

Согласно позиции следствия, Поздняков и Гуревский создали конфликтную ситуацию между Барсуковым и Константином Яковлевым. Чтобы ее разрулить, Костя Могила потребовал у Барсукова устранить именно этих людей. И «ночной губернатор», создатель и лидер грозного тамбовского сообщества, с огромным трудом нашел исполнителей. Вот тут в материалах дела и появляется загадочная альметьевская группировка, о которой прежде никто не слыхал. В разговорах с «Новой» несколько бывших сотрудников подразделений по борьбе с оргпреступностью не смогли вспомнить такую. Хотя в криминальную империю Кости Могилы, как говорят летописи «бандитского Петербурга», входила группировка уроженцев Татарстана.

ОБНОВЛЕНИЕ

После публикации статьи с автором связался один из бывших членов «казанского» преступного сообщества, который рассказал, что «альметьевская» преступная группировка действительно существовала в г. Альметьевске с 1989 года. Ее лидером был бывший директор городской средней школы Газинур Хисматов. После его ареста в 1995 году ОПГ фактически распалась, а ее члены влились в другие объединения. В Петербурге, по словам источника, у «альметьевских» никогда и никаких интересов не было. Именно поэтому местный УБОП не слышал о такой группировке. Более того, Роман Равилов, даже во времена существования «альметьевской» ОПГ, в ней не состоял. Не говоря уже о других людях, перечисленных в постановлении о предъявлении обвинения.

Владимир Барсуков (слева) и Костантин Яковлев (Костя Могила) со спутницами. Фото из архива

«Со дня основания в 1986 году наши отделы, а потом управления собирали базу данных на преступные группировки, их лидеров и участников, — рассказал «Новой» один из бывших убоповцев. — Но альметьевской ОПГ, насколько я помню, никогда не существовало. Рома Маршал был действительно родом из Альметьевска, но всегда ориентировался на казанское сообщество и коллектив Кости Могилы. В учетах Рома всегда проходил либо как «казанский», либо как «могиловский». Своей бригады у него не было, как раз поэтому его охрану осуществляли братские».

Но именно к этой загадочной банде, как следует из текста обвинения, и обратился в поисках киллеров Барсуков.

В материалах дела перечислены четыре человека, которые судом уже были признаны членами братской ОПГ. Если верить следствию, получается, что они состояли стразу в двух группировках, причем географически связанных с разными регионами. Следствие утверждает, что за устранение двух человек Барсуков выложил 240 тысяч долларов. Более того: денег, если верить официальным документам, не хватило, чтобы купить патроны для пистолета ТТ (из него был убит Поздняков) и автомат Калашникова (орудие убийства Гуревского). Поэтому «ночной губернатор» лично где-то добывал патроны и через некоего Алексеенко передавал их киллерам.

«Когда мой клиент дочитал до этого места, он встал со стула и отказался читать дальше этот бред, — рассказал «Новой» адвокат Барсукова Сергей Афанасьев. — Но постановление он подписал. Потому что ему не терпится ознакомиться со всем делом».

Заметим, что по обоим убийствам уже вышли сроки давности, и даже если Барсуков будет признан виновным по этим эпизодам, то максимум, что ему грозит, это плюс полтора года к его двадцати трем с половиной. Вряд ли это что-то изменит в судьбе 65-летнего бывшего «ночного губернатора». Впрочем, сам Барсуков считает иначе и, по словам его адвоката, ждет суда. В иске по поводу затянутых сроков следствия (удовлетворен Мосгорсудом) он писал: «…СМИ регулярно в связи с тем или иным связанным со мной событием упоминают, что меня обвиняют в организации убийств двух своих товарищей, которых я не совершал, а напротив, еще находясь на свободе, пытался содействовать их раскрытию. СМИ со ссылкой на следственный орган публично фактически обвиняют меня в совершении данного преступления, а оспорить эти обвинения в суде я лишен возможности».