Сюжеты · Общество

Органы чистят чаты

Как раскручивается очередное дело о склонении к массовым беспорядкам в мессенджере «Телеграм»

Дмитрий Чебанов. Фото: пресс-служба Басманного суда / ТАСС

Накануне начала трехдневного голосования на выборах в Госдуму Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела по статье «Склонение к массовым беспорядкам» (ч. 1.1 ст. 212 УК РФ). Пока известно как минимум о девяти обвиняемых из пяти регионов России.

Им вменяют, что они планировали «психологически воздействовать» и «идейно обрабатывать» аудиторию в дни голосования, чтобы люди вышли на несогласованную акцию.

Первым фигурантом стал 44-летний Дмитрий Чебанов, создатель Telegram-канала «Что делать!», в котором появились призывы «выходить на улицу 18 сентября».

Опрошенные «Новой» адвокаты полагают, что нынешнее дело о подготовке протестов накануне выборов имеет сходство с другими громкими процессами, такими как «дело «Сети»* и «дело «Артподготовки»**.

Все началось 16 сентября с публикации пресс-релиза Следственного комитета про раскрытие некой «группы лиц» из 11 человек, которые якобы «создали сеть Telegram-каналов» в нескольких регионах и агитировали организовывать массовые беспорядки. Тогда СКР раскрыл имя Дмитрия Чебанова. К тому моменту он уже находился на допросе, куда его доставили прямо из спецприемника. Он отбывал 15 суток административного ареста за неповиновение полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), назначенные после попытки вывесить плакат на здание Центрального детского магазина на Лубянке. Вместе с ним в тот день, 5 сентября, задержали его товарищей — Александра Куранина, Никиту Крещука (позднее тоже станет обвиняемым по уголовному делу), Александра и Наталью Порученко.

Вскоре стало известно о еще одной обвиняемой по уголовному делу из Москвы. Ею стала 20-летняя студентка Высшей школы экономики Мария Платонова. Она работала дизайнером в штабе кандидата в депутаты Госдумы Анастасии Брюхановой.

Помимо двоих фигурантов, следствие предъявило обвинение гражданской жене Чебанова Жанне Черновой. Не обошлось без задержаний и в регионах. В Санкт-Петербурге задержали Вячеслава Абрамова, в Красноярске — Алексея Яночкина, в Томске — журналиста RusNews Игоря Кузнецова. Также в поле зрения силовиков попал житель Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Ламанов. По информации СМИ, его должны этапировать в Москву для следственных действий. У всех обвиняемых прошли обыски, у них изъяли компьютеры и телефоны.

Что делали?

Telegram-канал «Что делать!» был создан 3 февраля 2021 года, но первая запись в группе появилась 6 мая. Были ли до этого какие-то записи, которые могли быть удалены, неизвестно. Первая публикация начиналась с громких слов о том, что «Россия все глубже впадает в жесткую диктатуру», но это «можно и необходимо исправить». «Давайте объединяться, неважно, за кого вы, главное: за все хорошее против всего плохого!» — заканчивается текст.

Все последующие записи в группе были также с явным «оппозиционным» уклоном. Авторы регулярно повторяли, что «Россия будет свободной и счастливой», жаловались на «захлестнувшие страну политические репрессии», репостили публикации известных правозащитных НКО и ролики из СМИ. Канал, очевидно, не пользовался популярностью: в записи от 7 июня авторы признавались, что на тот момент в их группе состояло всего 32 человека, а «вчера было четыре».

20 июня участники канала перешли к активным действиям и открыли отдельный чат для «координации и консолидации на местах» для сторонников из Санкт-Петербурга. В тот же день появилось сообщение, где авторы канала готовят «показательную акцию во всех крупных и средних городах», предлагалось распределить роли между собой и составить план действий. Из постов в группе сложно однозначно понять, что конкретно планировали организаторы. Цель протеста описана расплывчато, а сам текст изложен казенным языком: «Определяем по назначениям подразделения и группы, которые будут заниматься своими специализированными действиями. Для этого мы определим профессиональные и физические способности участников нашего движения. Специфика работы у каждой группы будет своя, в соответствии с их навыками и назначением».

Сейчас у Telegram-канала больше 11 тысяч подписчиков. В начале сентября в качестве «репетиции 18 сентября» подписчики из Воронежа, Петропавловска-Камчатского, Ставрополя, Екатеринбурга, Железногорска, Красноярска и других городов делали видеоролики, на которых зажигали файеры. В Москве акцию собирался провести сам Чебанов. Как раз в тот день стало известно о его задержании в здании Центрального детского мира.

«Массовую динамику вызвать не удалось»

После неудавшейся акции, когда Чебанов находился под административным арестом, на канале все равно регулярно выходили ролики. Несколько раз были опубликованы фотографии с ним, сделанные в ИВС, хотя там строго запрещено иметь мобильные телефоны. 7 сентября, на следующий день после суда, на канале «Что делать!» появилось видеообращение Чебанова с призывом выйти на протест 18 сентября.

Анонс акции на своих стримах давали на YouTube-каналах Вячеслав Мальцев, Марк Фейгин и Александр Сотник. В свою очередь их выступления репостили в группу «Что делать!». Когда уже стало известно о возбуждении уголовного дела, публикации в сообществе все равно продолжали появляться. В одном из последних постов вышло очередное видео с Чебановым. В этом ролике он уже говорит несколько радикальнее, чем в предыдущих.

В день икс, 18 сентября, в группе опубликовали некий отчет, что на акцию вышли в Москве, Петербурге, Хабаровске и Уфе. Хотя сами же авторы поста признали, что «массовую динамику вызвать не удалось». «Наши товарищи, инициировавшие процесс, действительно проведут какое-то время в заключении. Они знали, на что идут, к такому развитию событий мы тоже были готовы», — говорится в сообщении.

Дмитрий Чебанов в ИВС. Фото из Telegram канала «Что делать!»

Оппозиционер из Шахт

44-летний Чебанов оказался самым идейным на канале «Что делать!», его называют создателем этой группы. Под ником Chednotdead у него есть аккаунты на Youtube и в Instagram. Судя по соцсетям, раньше Чебанов снимал фото и видео о своей жизни, о путешествии по Индии и участии в различных конференциях. Спустя некоторое время в Instagram стало появляться все больше политических постов, одна из фотографий с политиком Ильей Яшиным.

Сам Чебанов родом из города Шахты Ростовской области, последние 20 лет проживал в Москве вместе с 65-летней мамой Еленой Викторовной. В разговоре с «Новой» Чебанова призналась, что до сих пор находится в шоковом состоянии от происходящего. Она не верит в причастность сына к инкриминируемому преступлению.

По словам матери, на малой родине Дмитрий окончил торговый колледж. После окончания училища семья решила сменить обстановку и переехать в столицу. В Москве Чебанов проходил разные курсы, учился на психолога, работал в рекламе и PR. Одно время совместно проживал с матерью, целиком оплачивал аренду жилья. И до задержания полностью содержал маму. Время от времени подрабатывал в разных местах, в частности занимался дизайнерским оформлением ресторанов, работал как самозанятый. «У него не было какой-то конкретной профессии. Он выживал, как мог. Где есть работа, там и работает», — уточнила Елена Викторовна.

Она не интересовалась кругом общения Дмитрия, говорит, что каждый занимался своим делом. Мать Чебанова видела видеоролики, которые снимал сын. Она поддерживает его оппозиционную деятельность. «Политику особо не обсуждали, я сама прекрасно все знаю, что в стране творится. Я не знала, чем конкретно сын занимался. То, что он делал, я поддерживаю и горжусь им, он молодец. Нужно, чтобы кто-то начинал что-то делать, чтобы изменилась ситуация в стране», — считает Чебанова.

Она добавила, что у сына есть двое детей от прошлого брака. До ареста он проживал с Жанной Черновой. 

Сейчас Елена Викторовна осталась одна, кроме сына у нее никого нет в Москве. Она подрабатывает консьержкой, но на ее зарплату и мизерную пенсию невозможно прожить.

Тем более она не может полностью оплатить аренду квартиры.  «Я сейчас в такой ситуации, что могу оказаться на улице. Ищу себе жилье. Мне нечем платить, — плачет Елена Викторовна. — Я оплатила аренду за сентябрь, а сейчас в очень тяжелом состоянии. Не знаю, как собраться силами и дальше жить».

Аресты в Москве

17 сентября Басманный суд заключил под стражу Чебанова, его девушку Жанну Чернову, Алексея Курлова и Никиту Крещука. Марию Платонову, единственную, отправили под домашний арест. Девушка отрицает какое-либо отношение к Telegram-группе Чебанова. Пока следствие не определилось, какую именно роль выполняла Платонова. Она в свою очередь утверждает, что ей не было известно о существовании Telegram-каналов, и ни один из арестованных ей не знаком.

Адвокат Чебанова Сергей Бизюкин не смог говорить о каких-либо деталях уголовного дела из-за подписки о неразглашении. Он лишь добавил, что его подзащитный не признал вину и отказался от дачи показаний по 51-й статье Конституции.

Координатор «Апологии протеста» и адвокат Александр Передрук пояснил «Новой», что адвокаты их объединения защищают нескольких фигурантов. Однако защитники также дали подписку о неразглашении, и пока никто из них не может комментировать уголовное дело. Не стали давать комментарии родные и друзья некоторых фигурантов.

«Меня заберут надолго»

Вячеслав Абрамов. Фото: объединенная пресс-служба судов Петербурга

35-летнего петербуржца Вячеслава Абрамова, работающего продавцом в магазине «Магнит», задержали в тот же день, что и фигурантов дела о подготовке протестов в других регионах России.

Как рассказала «Новой» гражданская жена Абрамова, силовики пришли к ним домой вечером, 16 сентября. Провели обыск, во время которого в квартире нашли и изъяли наклейки с надписью «против власти». Забрали также компьютерную технику и мобильный телефон мужчины. По словам женщины, при ней оперативники угрожали супругу 8—10 годами лишения свободы. Сам Вячеслав при задержании успел сказать жене: «Видимо, меня заберут надолго».

После обыска Абрамова отвезли в ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти и оставили на ночь в изоляторе. На следующий день Ленинский районный суд избрал ему меру пресечения: содержание под стражей до 13 ноября.

Петербуржцу, как и другим фигурантам, предъявили обвинение по ч. 1.1 ст. 212 УК РФ. По версии следствия, Абрамов состоял в закрытом чате в Telegram с группой соучастников, вместе с сообщниками создал и администрировал канал «Что делать!». Именно там якобы появлялись политические материалы, а также призывы к участию в несанкционированных акциях. Позже, когда количество подписчиков в мессенджере составило более 9 000 человек, как уверяет следствие, фигуранты дела стали распространять ролик, побуждающий к совершению беспорядков и насильственных действий, в интернете.

«Пока я не видел материалы дела, содержательно прокомментировать его не могу, — сообщил «Новой» защищающий Абрамова адвокат Сергей Локтев. — Однако версия следствия, которая на данный момент предъявлена Вячеславу о причастности к вменяемому преступлению, строится исключительно на некой переписке в Telegram-каналах. Притом ни сведений о носителе этой переписки, ни о том, как происходило снятие этой информации с каналов сети Интернет, не представлено. Поэтому насколько в деле все обоснованно и подтверждено, сейчас тяжело судить. Исходя из тех материалов, которые я видел, пока выемка чего-либо относящегося к делу по ст. 212 УК РФ у обвиняемого не производилась».

По словам Локтева, Вячеслав, с которым он успел встретиться дважды (до избрания меры пресечения и после), сегодня находится в угнетенном состоянии.


«Он не ожидал, — объясняет защитник, — что за переписку и еще что-то подобное можно получить сроки от 8 до 10 лет реального лишения свободы. У него в голове не укладывается, как вообще такое может быть».

Тем не менее Абрамов, уже имеющий две судимости в 2012 году (ч. 4 ст. 111 УК РФ — «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и ч. 2 ст. 158 — «Кража») и проведший в колонии 3 года 8 месяцев, свою вину полностью признал. В настоящее время решается вопрос о передаче его дела для дальнейшего расследования в Москву.

«Технически дело о подготовке протестов очень похоже на «дело «Сети», — считает адвокат Сергей Локтев. — Единственное — разные статьи, но именно тем, как процесс развивается, как происходит отслеживание, возбуждение дела и, видимо, дальнейшее рассмотрение, — это дело с «делом «Сети» перекликается. Я вижу некие устойчивые тенденции: группа лиц, связанных общим чатом в каком-то мессенджере, нахождение в этом чате либо агентов специальных служб, либо самих оперативников этих служб. Снятие информации наверняка происходило посредством скриншотов с этого чата теми лицами, которые имеют некое отношение к органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность — это или органы МВД, или ФСБ».

«На мой взгляд, это дело больше напоминает «дело «Артподготовки» в 2017 году, — говорит адвокат Александр Передрук. — Там тоже идейный вдохновитель и руководитель организации, блогер Вячеслав Мальцев, публиковал призывы выйти на улицы в определенную дату — 5 ноября 2017 года с провокационными целями. Все его призывы в итоге были расценены как подготовка к организации массовых беспорядков. Закончилось дело тем, что в разных регионах России люди получили реальные сроки, причем достаточно большие, а сам Вячеслав Мальцев уехал на ПМЖ за границу. Дело о подготовке протестов по масштабам, конечно, не сопоставимо с «делом «Артподготовки» — это более мелкая реинкарнация, в высказываниях участников чата все абстрактно, обтекаемо, мало конкретики. Тем не менее рассчитывать на снисходительность силовых структур в сегодняшних условиях не стоит».

*«Сеть» — террористическая организация, запрещена в России

**Движение «Артподготовка» — террористическая организация, признанная экстремистской и запрещена в РФ