Одновременно было объявлено о создании нового трехстороннего военного союза AUKUS, как считают иностранные обозреватели — против Китая. При этом никакой серьезной активности южнее Вьетнама китайский флот не демонстрирует. Такие воинственные изменения в оборонной политике Австралии тем более удивительны, что Китай является ее главным внешнеторговым партнером, на его рынки уходит 40% австралийского экспорта (в США — 5,3%, в Великобританию — 4,16%), и с каждым годом его доля увеличивается. Официально Австралия решила строить с помощью США и Великобритании собственные ядерные многоцелевые подлодки. Считается, что все было решено между Байденом и премьером Великобритании Джонсоном на июньском саммите G7 в Англии, где присутствовал ничего не подозревавший Макрон. Французские и европейские политики сделали ряд крайне резких заявлений в адрес Вашингтона. Франция временно отозвала послов из Австралии и США. Среди политиков имели место разговоры о ее выходе из военной организации НАТО.
«Новая» поговорила о французском проекте «Барракуда», подоплеке конфликта и особенностях ситуации с военной точки зрения с командиром одной из наших атомных многоцелевых подлодок проекта 971 «Щука» (фамилия командира и запись интервью имеются в редакции).
— Почему австралийцы отказались от дизельных подлодок в пользу атомных?
— Этот поступок не получится истолковать исключительно с военной точки зрения. Тут важную роль сыграли также политические и экономические соображения. Разумеется, и сами французские лодки прилично дешевле, и запчасти для них дешевле и доступнее на рынке. Они проще в обслуживании, для них легче подготовить персонал.
Однако американцы дают под совместный проект австралийских ядерных лодок огромный кредит под маленький процент. Вот и начнут они строить свою австралийскую атомную промышленность: собственную военную радиоэлектронику, развивать материаловедение, металловедение, физику атомного реактора, химию, биологию. Это будет рывок в науке, который впоследствии принесет немалые деньги.
— Но в Аделаиде до сих пор строились только дизельные подлодки чужих проектов, своих никогда не было.
—Да, строили субмарины Collins по шведскому проекту.
— И нареканий на качество их изготовления было немало.
— Действительно, проблемы были. Но теперь зайдут американцы со своими банками, корпорациями и технологиями. И двадцать лет австралийцы будут только учиться. Например, для того чтобы переподготовить командира атомной подлодки с дизельной по нашей морской практике, нужно около шести лет. А по их практике — пятнадцать.
— Но ведь в Австралии нет промышленной базы для такого строительства, ВПК не развит.
— Вот в этом и соблазн: создать за американские кредиты свой современный ВПК. Лодочные реакторы привезут из США, конечно. Но контрольные береговые станции, перезарядка реакторов и много чего еще будет делаться в Австралии. Запчасти ведь дорого возить, будут стремиться локализовать производство. Все будет как с автомобилями: строили вроде бы французы, а через десять лет, глядишь, — уже наши.
— Насколько весь цикл атомной лодки — строительство, эксплуатация, утилизация — дороже, чем у дизельной, от которой отказались?
— Примерно в десять раз. При средней цене дизельных около 300 млн евро за атомоход придется выложить более двух миллиардов.