…Постперестроечный 1994 год. В Театре «Школа современной пьесы» празднуют 70-летний юбилей Булата Окуджавы. Со сцены читают Жванецкий, Юрский, Евтушенко. Поют Шевчук и Ким. Шутят Ширвиндт и Никулин. В зрительном зале Фазиль Искандер, Роберт Рождественский, Ефремов-старший (младший объявляет выходы), Иннокентий Смоктуновский и многие-многие из числа тех, кто определял культурный облик страны, начиная со времен оттепели. Выделялась среди всей этой публики сидящая в центре женщина лет 40. На происходящее на сцене она смотрела несколько растерянно. Когда весь зал смеялся, на ее лице появлялась полуулыбка. Затем снова возвращалось прежнее выражение. В зале сидела Элла Памфилова, вчерашний мастер-наладчик электронного оборудования, комсомольская и профсоюзная активистка, член КПСС, добившаяся неимоверных успехов и теперь (в 94-м), будучи министром социальной защиты населения, направленная начальством поздравлять именитого юбиляра.
За 27 лет, прошедшие после того концерта, Элла Памфилова еще дальше продвинулась по карьерной лестнице и сегодня, в 2021-м, все чаще в качестве центрального аргумента, разбивающего претензии к работе возглавляемой ею Центральной избирательной комиссии, оппоненты слышат: «Я в советские времена 12 лет отпахала на производстве. Я свою личную жизнь трачу на выборы. А вы? Что сделали вы?».
Элла Санна и 90-е
Памфилова стала заметной в начале 1990-х, когда из мало кому известного народного депутата Верховного Совета СССР и председателя профсоюза «Мосэнерго» она вырвалась в чиновники федерального значения.
Министр социального развития сначала в либеральном правительстве Гайдара, потом у Черномырдина, женственная, органичная — Памфилова олицетворяла собой трудолюбивую, озабоченную решением социальных проблем женщину-политика. Родину-мать и мать-защитницу.