Двое заключенных рассказали, что подверглись пыткам со стороны сотрудников ФСИН и осужденных-«активистов» после бунта в исправительной колонии №15 в Иркутской области в апреле 2020 года. Они обратись за помощью в Комитет против пыток, рассказали «Новой газете» в этой организации.
Так, один из обвиняемых по делу о бунте Хумайд Хайдаев сообщил, что его избивали дубинками, палками, досками, руками и ногами.
«Когда Хайдаева этапировали в СИЗО-1, его провели с замотанными скотчем руками через "коридор" из фсиновцев, которые наносили удары, а впоследствии Хумайда поместили в камеру с "активистами". Те избивали его, подвесив за руки и за ноги между кроватей и причиняли ожоги раскаленной металлической ложкой»,
— добавили юристы правозащитной организации.
Еще один пострадавший — Евгений Гавриш — рассказал, что после бунта его этапировали в СИЗО-6, где его систематически избивали «активисты». От мужчины требовали дачи показаний на других участников акции протеста в ИК-15. Также, по словам Гавриша, осужденные-«активисты» изнасиловали его знакомого из ИК-15.
С жалобой на пытки в комитет обратился и уже освободившийся из ИК-15 житель Иркутской области Илья Шевченко. Он сообщил, что после бунта в колонии его избивали сотрудники, а когда он обратился в медсанчасть — его избил и медработник. Пострадавший связывает это с тем, что ранее он жаловался на неоказание медицинской помощи в связи с его хроническим заболеванием. Также над Шевченко издевались и осужденные-«активисты», которые «сотрудничают» с надзирателями.
Бунт в ИК-15 начался после того, как один из заключенных сообщил об избиении сотрудником колонии, еще около 20 человек из солидарности порезали вены. В знак протеста осужденные отказались выполнять требования и подожгли цех деревообработки. Часть заключенных после произошедшего перевели в СИЗО-6. По словам правозащитников, при подавлении бунта спецназом травмы получили несколько десятков человек. Впоследствии один из них, по данным правозащитника Павла Глущенко, умер в больнице, однако ФСИН это отрицала.