— В опросе «Левада-Центра» 57% респондентов назвали прямую цензуру основной проблемой российской журналистики. Насколько усилилась цензура в российских СМИ за последние десять лет и как она стала выглядеть?
— Государственные органы власти любят говорить, что в России цензуры нет, она запрещена 29-й статьей Конституции и законом «О СМИ». И что вообще цензура — это требование предварительного согласования материалов с госорганами перед их публикацией, у нас такого нет. Но сейчас начался период «неоцензуры», когда цензурой можно назвать абсолютно новые вещи, которые работают жестче и эффективнее. В России цензура усилилась очень сильно, и давление идет по нескольким направлениям.
— Какие формы цензуры заметнее всего?
— Для начала это собственность. В последние годы прошла целая кампания по огосударствлению СМИ. Началась она еще в 2001 году с разгрома НТВ, а потом все федеральные каналы стали либо государственными, либо аффилированными с государством, либо подконтрольными какой-либо государственной компании. Десять лет назад такая же кампания прошла в регионах: районные газеты стали сгонять в государственное стойло, вместо того чтобы дать им возможность самостоятельно жить и зарабатывать. В итоге они стали частью больших государственных медиахолдингов, лишившись финансовой самостоятельности и своих юридических лиц. Основные районные, областные газеты и региональное телевидение превратились в часть большой государственной редакции, где одним из учредителей является правительство региона. Да, теперь у них красивая цветная печать за государственный счет, но они полностью утратили хоть какую-то индивидуальность и самостоятельность в принятии решений с точки зрения редакционной. Как мы знаем из практики, таким медиа реально спускают сверху, что можно писать, а что нет. Некоторые материалы согласовываются в региональном правительстве. Подобная история — общая проблема для страны, и это тоже в чистом виде цензура.
— Что в свою очередь происходит с независимыми медиа, которые не аффилированы с государством?
— Многие оставшиеся независимыми медиа также подсели на иглу государственного финансирования, только в форме государственных контрактов на освещение деятельности госорганов. Рекламный рынок сейчас недостаточно большой, на нем СМИ тесно, поэтому медиа готовы брать от государства деньги, чтобы писать для него рекламные тексты или продвигать через публикации государственные интересы.