Дата · Общество

Растем над собой

Почему третья волна пандемии может оказаться взрывной: объясняем на графиках

В середине июня в России резко начала расти официальная заболеваемость коронавирусом — за неделю число новых случаев выросло почти на 50%. В Москве, Петербурге, Бурятии и других регионах поспешно вводят ограничения: закрывают фудкорты, ночные клубы и отменяют массовые мероприятия. «Новая» разбиралась, обгонит ли третья волна две предыдущие.

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

О начале третьей волны COVID-19 в России заговорили еще в конце апреля: тогда агентство Bloomberg сообщило об этом со ссылкой на неофициальную правительственную статистику, однако в Кремле эту информацию отрицали.

Но даже официальные данные показывают, что очередной подъем заболеваемости начался еще в апреле. Если верить этим данным, третья волна может быть не менее сильной, чем вторая: среднее число новых больных в неделю удваивается почти с такой же скоростью, как и осенью 2020-го. Несмотря на это, власти стали принимать меры для сдерживания пандемии только после того, как начался взрывной рост.

«Судя по косвенным признакам, третья волна растет стремительнее двух прежних. Это может быть связано с проникновением в Россию более контагиозных штаммов, почти полным снятием ограничений и наплевательским отношением граждан к санитарным мерам и вакцинации», — говорит независимый аналитик Алексей Куприянов.

Как мы считали

На графике показано, во сколько раз среднее число новых больных или умерших за семь дней больше, чем перед началом волны. За «нулевой день» принята дата, когда количество заболевших или умерших было минимальным перед подъемом.

Например, в Москве вторая волна началась после 21 июля — тогда было зафиксировано минимальное число новых случаев за семь дней. Волна нарастала медленно, а с октября начала стремительно расти: количество зараженных выросло в четыре раза, а на пике волны — в декабре — увеличилось в 12 раз.

Третья волна заболеваемости в столице началась после 13 марта. На графике видно, что по состоянию на 14 июня число новых больных уже в четыре раза больше, чем перед началом волны.

Мы не сравнивали темпы заболеваемости с первой волной, так как в начале пандемии, в отличие от второй и третьей волны, рост начался с нуля.

Как мы неоднократно рассказывали, оперативные данные по числу заболевших и умерших выглядят недостоверно в большинстве регионов. Лучше понять картину пандемии помогли бы косвенные показатели — например, число госпитализированных пациентов, однако их публикуют лишь единичные регионы.

Как и в начале эпидемии, основная часть заболевших приходится на Москву: за последние две недели в столице было выявлено 40% от всех новых случаев по России. Мэр города Сергей Собянин заявил о взрывном росте заболеваемости.

Судя по официальным данным, новая волна началась еще почти в половине российских регионов — в 38 субъектах общее число заражений с 7 по 13 июня превысило майские значения на 10% и больше.

Одна из самых крупных вспышек — на Дальнем Востоке. В Амурской, Сахалинской областях и Забайкальском крае за последние две недели число новых случаев подскочило более чем вдвое. На Камчатке, в Приморском и Хабаровском краях — более чем в 1,5 раза, а небольшая Бурятия обогнала по числу ежедневных заражений Свердловскую область и Крым и вышла на четвертое место — после Москвы, Петербурга и Подмосковья. «В больницах региона уже не осталось мест», — говорил глава Бурятии Алексей Цыденов.

Заметно растет заболеваемость и в крупных регионах страны: в Новосибирской, Свердловской, Нижегородской, Омской областях, в Крыму (+ 18–24% за две недели) и в Московской области (+11,5%).

Ситуация в Петербурге выглядит относительно стабильной: по данным оперштаба, за последние две недели число новых больных выросло лишь на 3% по сравнению с маем. Однако местные жители сообщают, что в городе вновь стоят очереди из машин скорой помощи — даже по ночам, а госпитализации приходится ждать несколько часов.

На этом фоне городские власти прекратили публиковать число госпитализированных пациентов — косвенный показатель, который позволяет более достоверно оценить динамику эпидемии. Как выяснила «Фонтанка», оно резко подскочило: если 2 июня в городе в стационар поместили 510 человек, то 14 июня — уже более 800. Всего за 12 дней — рост в полтора раза.

«Насколько сильной и продолжительной будет третья волна заболеваемости, оценить пока сложно. Наиболее надежный показатель пандемии — избыточная смертность, которую можно рассчитать на основе данных Росстата, — будет известен в лучшем случае с опозданием на месяц, поэтому прогнозы давать нелегко», — говорит Куприянов.

«Пока нет оснований полагать, что эта волна будет меньше двух предыдущих. О продолжительности судить тоже пока трудно. В ряде регионов (например, Москва, Петербург, Поволжье, Северный Кавказ) первая и вторая волны были сопоставимы по амплитуде, в других первой волны почти не было, например, во многих регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Что будет в реальности в этот раз — покажет только время».

Редактор: Арнольд Хачатуров