Сюжеты · Общество

«А девочка созрела»

Силовики в Красноярске увозят школьников в психдиспансер из-за подписки на паблик о «Колумбайне»

Алексей Тарасов , Обозреватель
Фото: «Новая газета»
В преддверии 1 сентября девять красноярских школьников отправили в психиатрические учреждения из-за переписки в соцсети «ВКонтакте». Детально стала известна история 14-летней Алены П. Операцию по ее помещению в психдиспансер осуществило 24 августа краевое РУ ФСБ; само ведомство событие не комментирует, многие же местные СМИ, ссылаясь на рассказ Дарии, старшей сестры Алены, называют одну причину — подписку почти полугодовой давности на паблик «ВКонтакте» про расстрел в американской школе «Колумбайн». Из этой группы, говорят родственники, девочка давно вышла и забыла о ней.
что рассказывает сестра (цитата по&nbsp;<a href="https://prmira.ru/news/fsb-uvezla-shkolnitsu-v-psihdispanser-posle-podpiski-na-gruppu-pro-kolumbajn-presekayut-teraktyi-vry/" target="_blank">«Проспекту Мира»</a>)
«В пять утра в дом моих родителей ворвалась ФСБ с постановлением на обыск. В комнате сестры сорвали постеры со стен. Когда сестра на это смотрела, она чуть не плакала, ведь плакаты она клеила почти год, тщательно подбирая по композиции, Все это они пообрывали — для следствия и экспертизы. Картинки из интернета, пейзажи, актеры из сериалов. Забрали ее дорожный знак, найденный где-то в поле сломанным. Забрали ее телефон. Забрали мамин ноутбук. Хотели забрать модем, но удалось его отстоять — главный эфэсбэшник великодушно разрешил. Забрали старую воздушку (пневматическое оружиеА.Т.), которую мне друг дарил, самодельный лук и стрелы с мягкими (пенопластовымиА.Т.) наконечниками, который мне сделал отец».
Обыскали и бывшую комнату Дарии (22-летняя девушка с родителями уже не живет, создает авторскую парфюмерию):
«Моя прежняя комната не осталась без внимания: осмотрели книги, открытки, прочли личные записки и дневники.
Огромного труда маме стоило доказать, что мои рецепты — это формулы духов, а не взрывчатки».
Алену увезли на обследование в ПНД (психоневрологический диспансер):
«Полная изоляция, из всех контактов с ней нам доступен лишь один звонок длиною в 5 минут в определенное время. К сожалению, меня не было рядом в момент всего случившегося: родителей и сестру запугали и вынудили подписать "добровольное" соглашение об обследовании. Впрочем, это обследование заключается в одном лишь тесте и беседе с главврачом, что могли бы сделать, не упекая абсолютно нормального ребенка в психушку. За сегодняшний день тестирование провести так и не удосужились, и врач к сестре даже не подошел. Ее пугают, что она останется там минимум на неделю, хотя родителям обещали максимум три дня».
Дария заявляет, что ФСБ не оставила протокола обыска и описи изъятых вещей и что чекисты советовали родителям воспитывать ребенка ремнем. Насчет подписки на группу «ВКонтакте» по теме «Колумбайна»: «Интересно ей было.
Я лично считаю это нормой, сама, будучи подростком, зачитывалась информацией про серийных убийц. И что, я стала серийным убийцей? Просто интерес, любопытство к запретному плоду.
Моя сестра — адекватнейший человечек, в ее комнате можно найти разве что коробки из-под сока, игрушки, книги, рисунки да постеры. В своих взглядах она за мир, толерантность, свободу слова и информации. Строит планы на будущее, смеется, любит животных: совершенно типичный тинейджер».
Далее семья созвонилась с главврачом и сотрудниками ФСБ: «Сестру будут держать как в заключении до того, как пройдет 1 сентября. Так распорядился начальник. Они не смотрели вещи, которые изъяли, не делали обследование. Им на это все пофиг, потому что главная задача – создать безопасность 1 сентября».
Однако представляющий интересы семьи адвокат «Агоры» Владимир Васин сообщил, что силовики обещали матери школьницы отпустить девочку из ПНД 27 августа. Васин направил запросы в диспансер, ФСБ и суд.
Между тем медики в неофициальном общении говорят, что девочка может вполне пробыть в ПНД около месяца. Сама она, со слов родственников, рассказала по телефону, что с похожей ситуацией (тоже подписалась на паблик о «Колумбайне») другая девочка лежит в ПНД уже 45 дней.
По некоторым данным, в деле фигурируют скриншоты некой переписки. Однако Алена, со слов родни, уверяет, что ничего противозаконного ни она, ни ее лучшая подруга – речь о личных сообщениях – не писали.
Главный детский психиатр краевого минздрава Елена Володенкова заявила «Новой»: «К сожалению, никаких сведений о помещении несовершеннолетних в психиатрический стационар дать не могу, так как об этой ситуации знаю только из СМИ».
Ирина Мирошникова, уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае рассказла «Новой», что информацией во всей полноте об инциденте она владеет, занимается в рамках полномочий, подчеркнув, что не вправе комментировать следственные действия и тем более вмешиваться в них. Омбудсмен обратила особое внимание, что все изначальные сведения исходили не от законного представителя ребенка. И обвинение в давлении при получении добровольного информированного согласия на обследование ребенка — очень серьезно и нуждается в доказывании. Если нарушено федеральное законодательство, закон об оперативно-розыскной деятельности, родителям нужно действовать и заявлять в прокуратуру. В то же время Мирошникова подчеркнула, что родители могли и не давать согласия – такое бывает. А законодательство в области психиатрической помощи населению предусматривает случаи госпитализации и без согласия – если человек может причинить вред себе или другим. В данном случае статья очень серьезная, речь об общественной безопасности, ответственность за такие преступления для подростков наступает с 14 лет.
Работающий с трудными подростками Николай Щербаков, психолог фонда "Счастливые дети", преподаватель Сибирского федуниверситета:
— С формальной точки зрения получается, что родители сами сдали девочку в психдиспансер, и спецслужбы тут как бы ни при чем.
При этом известно, что не так давно директор ФСБ распорядился активнее бороться с «колумбайнерами». Вот и «борются», как умеют, обеспечивая нашу с вами безопасность.
— Хорошо, родители сдали. Но врачи-то куда смотрят? Или в 14 лет в принципе любого можно сдать, найдут от чего лечить?
— Девочку с согласия родителей поместили в ПНД на обследование. Закон о психиатрической помощи позволяет это делать — самого человека начинают спрашивать о согласии на госпитализацию только с 15 лет».
А о психологическом давлении — его объективно не замерить — говорить у нас не принято, к делу ощущение раздавленности не пришить, и никого не интересует, как получено родительское согласие: пять утра, спецназ ФСБ, дом, перевернутый вверх дном. Главное – согласие есть.
Щербаков обратил внимание на сложившуюся в практике ФСБ тенденцию: силовики ждут, когда фигурантам исполнится 14 лет — возраст наступления уголовной ответственности. Так было во всех последних громких «детских» делах в крае – троих анархистов из Канска (их вели 8 месяцев), их ровесника из Красноярска, недавно направленного на принудительное лечение — он якобы готовился не менее 4 месяцев взорвать школу на день рождения Гитлера и день массового расстрела в Колумбайне, 20 апреля (хотя школы в крае с 16 марта стояли пустые). Вот и Алена подписалась на группу «Колумбайн» с полгода назад, а взяли ее только сейчас.
Ждали, когда «девочка созреет»?
Адвокат Васин особо подчеркивает, что ту самую группу, из-за участия в которой и поднялся шум, "ВКонтакте" и Роскомнадзор должны были заблокировать/удалить по действующему законодательству уже давно: соответствующий закон принят в 2018 году.
Как сообщил подконтрольный краевой власти «7 канал», в лечебные учреждения из-за интереса к закрытой группе отправили 9 красноярских подростков. «Сейчас медики определяют степень их заинтересованности темой терактов, а после, с учетом этого будут принимать решение об их лечении или выписке».
Детский омбудсмен Ирина Мирошникова не взялась подтверждать или опровергать «Новой» эту цифру, поскольку «идут следственные действия».
Всего в группе, где состояли красноярские подростки, – более тысячи участников. Сейчас она уже удалена. Часть контента размещалась и в TikTok.
Щербаков меж тем написал в Независимую психиатрическую ассоциацию по поводу открытого письма профессионалов:
«Мне кажется, что имеет смысл публично высказаться по поводу возобновления практики использования психиатрии в карательных целях, причем теперь уже в отношении подростков.
[…] уверен, что без выражения авторитетными людьми их профессиональной позиции ситуация будет стремительно усугубляться и в недалёком будущем может привести к прямо противоположным результатам, чем те, которых добиваются силовики».
Из первых откликов столичных коллег: «Публичные высказывания сейчас уйдут в песок, нужно публично вопрошать и публиковать ответы».
«Новая» предлагает первые вопросы:
1. Почему не провели психиатрическое освидетельствование амбулаторно, если в этом появилась нужда? 2. Может ли в принципе в 14-летнем возрасте подписка на какую-либо информацию уже свидетельствовать о психическом неблагополучии, если все остальные «показатели» подростка — в «норме»? 3. Могут ли сотрудники ФСБ исходя из своих, немедицинских, резонов определять сроки содержания пациентов в психиатрических учреждениях? 4. Не напоминает ли это все возвращение к практикам карательной психиатрии? 5. Подвергнут ли обследованию в психиатрических учреждениях всю тысячу ребят, состоявших в той злополучной группе «ВКонтакте»?