Обсудить это в Ясной Поляне, родовом имении Льва Толстого, новатора и в литературе, и в педагогике, собрались учителя со всей России.
Занятия в летней школе учителей литературы. Фото: slovesnik.org
Осенью 1859 года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, ставшую одним из самых революционных и удачных опытов народного образования. В ее основе — принципы свободы, любви к человеку и вовлеченности каждого. Толстой считал: учителям необходимо самим постоянно учиться, узнавать приемы других учителей, испытывать их на практике.
Первая такая школа состоялась год назад. Для музея-усадьбы связи и контакты с российскими педагогами — в числе первостепенных: дети и подростки составляют значительную часть аудитории. В 2019 году в Ясной Поляне побывало более 30 тысяч детей дошкольного и школьного возраста. «И нам захотелось понять, что действительно нужно учителю, который привозит свой класс в Ясную Поляну», — рассказывает куратор международных проектов музея-усадьбы Юлия Вронская.
Школа — совместный проект Ясной Поляны и ассоциации «Гильдия словесников». «Для меня главное в этом проекте — создание неформального профессионального сообщества, которое строится на принципах взаимопомощи, взаимообогащения», — говорит председатель гильдии Антон Скулачев.
В этом году спикерами школы стали заведующая отделом развития Государственного музея Л.Н. Толстого журналист Фекла Толстая, преподаватели НИУ ВШЭ Илья Бендерский и Александр Архангельский, редакторы проекта «Полка» Юрий Сапрыкин, Лев Оборин и Варвара Бабицкая. «Школа в Ясной Поляне обладает сильно тонизирующим педагогическим эффектом. Работать хочется», — написала в своей заявке на участие Ирина Евлампиева из Новгородской области.
Лекция в летней школе учителей литературы. Фото: slovesnik.org
Из 200 заявок на участие в «Летней школе — 2020» было отобрано 29. Изучая анкеты, организаторы в первую очередь обращают внимание на мотивационное письмо. «Нам важно сохранить баланс учителей из городов-миллионников, средних региональных городов вроде Тулы, Курска, Белгорода и учителей, которые работают в селах, поселках, малых городах. И важно, чтобы участники были разного возраста», — рассказывает Юлия Вронская.
Самого младшего и самого старшего участника разделяет полвека: Анастасии Ореховой из Ясной Поляны — 22 года, Галине Щербаковой из Подольска — 73. Почти половина — молодые учителя, не достигшие 35 лет. Кто-то работает в закрытом городе Североморске в Мурманской области, а кто-то преподает в московской школе с архитектурным уклоном и ведет авторский курс современной литературы.
«Как успевать читать большие тексты с нечитающими школьниками?» — один из самых популярных вопросов в заявках на участие в «Летней школе».
«Тридцать лет назад программа была такая, что мы в 10-м классе читали меньше текстов, на «Войну и мир», могли потратить целую четверть, а сейчас редко кто читает большие тексты целиком в школе. Но если школьники цепляются за что-то их взволновавшее, это шанс, что они вернутся к тексту», — говорит Татьяна Сологуб из поселка Чегдомын в Хабаровском крае, отмечающая в этом году 30-летие педагогической работы.
Занятия в летней школе учителей литературы. Фото: slovesnik.org
О тотальной нехватке учебных часов сожалеет и учитель московской школы № 1298 «Профиль Куркино» Анна Делианиди: «Чтение — это вершина айсберга в литературе, самое важное — это интерпретация, общение с детьми, возможность давать им высказываться и отстаивать собственную точку зрения. Хотелось бы, чтобы глубина этого предмета, его важность ценились государством так же, как Гильдией словесников и Ясной Поляной сегодня».
Фекла Толстая, куратор проекта Tolstoy Digital и приложения «Живые страницы», считает, что проблемы с чтением можно решить с помощью цифровых инструментов: «Сегодня смартфон воспринимается школьниками прежде всего как источник легких развлечений. Но я думаю, что можно и нужно насыщать смартфоны интересными содержательными проектами, помогающими в учебе, которые при этом построены по принципам их любимых игрушек. С таким подходом мы сделали проект «Живые страницы», где в интерактивном формате при помощи геймификации, инфографики, разных способов навигации мы знакомим людей, в том числе школьников, с текстами русской классической литературы».
После трех месяцев карантинного обучения онлайн вопрос интеграции технологий в образовательный процесс стоит острее обычного. Новые форматы уже никуда не уйдут из школьной жизни: цифровизация образования повышает его доступность, расширяет свободу выбора образовательных траекторий. По словам Антона Скулачева, в цифровой школе учитель становится не носителем знаний, а организатором творческих и исследовательских процессов.
Вопреки расхожему мнению о том, что цифровая среда обезличивает, председатель Гильдии словесников уверен в обратном: «Цифровые сервисы позволяют персонализировать запрос, сделать подход более индивидуальным, основанным на предпочтениях каждого конкретного ученика. В цифровой среде учитель наконец становится главным. Он может взять на себя функцию эксперта и интересного человека, которую точно не заменит компьютер».
А если школа не начнет использовать цифровые инструменты, то окончательно превратится в «камеру хранения детей, а учителя — в дежурных по камере хранения».
Занятия в летней школе учителей литературы. Фото: slovesnik.org
Точку в дискуссии, как ни странно, может поставить Толстой, писавший о том, что «школа должна сообразовываться с индивидуальностью каждого ученика» и «только тот метод преподавания верен, которым довольны ученики».
В семинаре под названием «Учитель — тоже человек» были заявлены темы: «Имидж», «Выгорание», «Личность учителя», «Как говорить (или не говорить) с учениками про сложное». Двухчасовой семинар обнажил множество проблем, с которыми сталкиваются учителя. Как справиться, когда на тебя давят со всех сторон — государство, родители, общество, семья? Должен ли учитель быть эталоном? Можно ли спастись от профессионального выгорания? Надо ли транслировать ученикам свою точку зрения? Как литература помогает говорить об эмоциях? Поиск единомышленников — одна из главных потребностей, приводящих учителей в «Летнюю школу». «…Живу в своей школе изолированно: мои коллеги-филологи не читают, найти темы для разговора сложно. Такие профессиональные встречи дают возможность просто жить и работать, невзирая ни на что вокруг», — говорится в заявке одной из участниц.
Несмотря на разные мнения, есть то, в чем сходятся все: профессия учителя — дело, которое невозможно без любви. И снова все по Толстому: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
По словам одного из самых молодых участников «Летней школы» в Ясной Поляне, 23-летнего Федора Мостовского из Санкт-Петербурга, школьникам сложно представить масштаб личности Толстого, сопоставить его жизнь со своей: другое время, другой язык, другая этика. Лучший способ приблизить писателя к подростку — показать, что он переживал те же трудности: бросил университет, пробовал себя в разных сферах деятельности (от хозяйственной до военной), работал, ленился, искал себя. «На протяжении обучения для школьников Толстой оживает. Из абстрактного, далекого культурного феномена он превращается в живого писателя», — говорит Анна Делианиди.
Занятия в летней школе учителей литературы. Фото: slovesnik.org
Приблизиться к Толстому Ясная Поляна помогает: рассказывать о том, что видел сам, проще. Тот факт, что учитель был на родине Льва Толстого, может зацепить детей сильнее, чем что-либо еще, ведь многие из учеников сельских школ не выезжают даже в ближайшие районные города. «Мне всегда был интересен Толстой, но здесь я для себя его заново открыла, поняла. Эта простота, близость к природе — один из важных моментов для понимания Толстого», — говорит Диана Матвеева, руководитель методического объединения учителей-словесников Октябрьского района Новосибирска.
А пока 29 педагогов-словесников вернулись домой с универсальным напутствием классика: «Школьное дело такое, что оно может быть не только не полезным, но одним из самых вредных и дурных дел, может быть и самым пустяшным делом, может быть и одним из самых полезных дел, которому могут посвятить свою жизнь люди».
Мария Банникова, для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»