17 декабря Тверской суд Москвы приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении 30-летнего программиста Сергея Суровцева, обвиняемого в применении насилия к сотруднику Росгвардии. Он стал последним пока фигурантом «московского дела». В знак солидарности с другими политическими заключенными он объявил о голодовке.
Сергей Суровцев. Фото: Светлана Виданова / «Новая»
Суровцева задержали 28 ноября. В тот же день в его квартире провели обыск. На следующий день следствие вышло в суд с ходатайством об аресте, которое было удовлетворено. На расследование дела следователям понадобилось всего полтора дня. 12 декабря Суровцев объявил голодовку в знак солидарности с другими заключенными по «московскому делу». Программист вину не признал и отказался давать какие-либо показания на основании 51-й статьи Конституции, позволяющей не свидетельствовать против себя. В разговоре с «Новой» адвокат Николай Фомин сообщил, что его подзащитный в ближайшее время собирается прекратить голодовку.
На заседании прокурор Лариса Сергуняева огласила обвинительное заключение, согласно которому Суровцеву вменяют «применение насилия, не опасное для жизни представителя власти». На акции 27 июля подсудимый, находясь на улице Тверской, схватил металлическое ограждение, нанес удар сотруднику Росгвардии Александру Островерхову по пальцам обеих рук, а затем пытался блокировать передвижение правоохранителя.
На допросе потерпевший Островерхов рассказал, что во время акции 27 июля вместе со своими подчиненными он находился у дома номер 17 на Тверской улице, задача была — не пустить граждан на проезжую часть. «При выполнении задач, возник момент, когда Сергей выскочил из толпы, схватил металлический барьер и пытался бросить в сторону сотрудников полиции. Я стал препятствовать его действиям: пошел вперед, выставил руки. Но он продолжил толкать. Ударил меня по рукам барьером и причинил мне физическую боль. Но значение этому я не придал, так как была накаленная обстановка», — сказал потерпевший.
Допрос Островерхова продолжил защитник Фомин:
— Сколько весит этот металлический барьер?
— Примерно килограммов 15–20.
— После митинга обращались за помощью к врачам?
— Не обращался. Не посчитал нужным, но ссадины имелись.
— Вы испытали моральные страдания?
— Скажу так: каких-то личных негативных чувств не испытываю к Сергею. Про моральные страдания — это субъективное мнение. Я ни разу не допускал неподобающего отношения к гражданам. То, что происходило, было не очень приятно.
Потерпевший заявил, что не готов помириться с подсудимым и попросил рассмотреть дело с точки зрения закона. «Я являюсь не только физическим лицом, но и представителем власти», — добавил Островерхов.
Свидетель полицейский Вячеслав Липский поделился, что опознает подсудимого, ранее видел его на видео, которое ему показывали следователи. 27 июля он нес службу, вместе с коллегами они двигались в сторону ресторана «Армения». «Люди выкрикивали лозунги и пытались выйти на проезжую часть. Территория была огорожена. Когда митингующие пытались прорываться, один из них взял ограждение и побежал на другого сотрудника, толкнул его и отошел назад. Потом скрылся», — сказал Липский, добавив, что не видел, как Суровцев нанес травму потерпевшему.
Следом допросили омоновца Сергея Гашика. Свидетель оказался немногословен, отвечал односложно, прокурору пришлось задать серию вопросов, чтобы Гашик хоть что-то сообщил суду. «Стояли в оцеплении, когда данный гражданин, — Гашик указал на Суровцева, — начал толкать решетку, мы ему пытались помешать».
— Был удар ограждением? — вздохнула прокурор.
— Ну… я так понимаю, что был, — неуверенно ответил свидетель.
— Понимаете или видели?
— Видел.
— То есть вы утверждаете, что это был именно удар?
— Ну, получается, что удар.
Затем допросили полицейского Анатолия Яковлева.
— Вы опознаете подсудимого? — начала судья Елена Булгакова.
— А где он? — замешкался свидетель. Председательствующая показала на «аквариум». — А-а, ну да.
Яковлев повторил показания допрошенных свидетелей. Он видел, как Суровцев взял барьер двумя руками и давил им на потерпевшего. Ударил ли Суровцев его коллегу, свидетель не заметил. Аналогичные показания дал еще один свидетель — Владислав Глушков. Однако он не сразу смог опознать Островерхова в суде, но предположил, что он «наверняка присутствует в зале».
Потом в суде показали видеозапись акции протеста на Тверской улице около ресторана «Армения». На кадрах видно митингующих, которым путь перегородили металлическим барьером. Они прорывают оцепление, молодой человек (предположительно похожий на Суровцева) хватает одно из ограждений и начинает толкать им полицейского, потом убегает с места происшествия. На видео слышны крики: «Позор!», «Помогите!».
Через полтора часа гособвинитель объявила, что завершила представлять доказательства. Судья передала слово защите. Но адвокат Фомин попросил объявить перерыв, поскольку в тот день был занят в другом процессе. Судья отложила слушания до 24 декабря. Вероятно, в этот день будет оглашен и приговор.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»