2 декабря исполнился год с начала протестов в районе станции Шиес. Власти поддерживают строительство мусорного полигона, которое осуществляет ООО «Технопарк», вопреки мнению жителей Архангельской области и Республики Коми.
Ученые бьют тревогу: строительство полигона для захоронения миллионов тонн московского мусора приведет к отравлению подземных вод и масшатбной экологической катастрофе, которая затронет территорию всей Восточной Европы.
Но мы в «Кафка-Zаговоре» знаем: на самом деле за всеми протестами стоит вездесущая Грета Тунберг и ее могущественный приятель из Facebook...
Комикс: Аскольд Акишин — специально для «Новой газеты»
«Влияние полигона распространится на сотни километров»
Евгений Венецианов
заведующий лабораторией охраны вод Института водных проблем РАН
— Мусорный полигон нельзя строить на болоте. Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях 1971 года напрямую это запрещает, она была ратифицирована Россией. А запрещает это конвенция потому, что болото — это всегда бывшее озеро, то есть резервуары чистой воды. И они, как правило, расположены на водоразделах. А в этом районе Архангельской области как раз есть такой водораздел — это верховые болота, они накапливают воду и с них текут реки, ручьи и так далее. Они питают грунтовые воды, а те, в свою очередь, подземные воды. Это огромные источники природной питьевой воды.
За счет чего будет ухудшаться качество воды в случае строительства полигона? В первую очередь, в мусоре, который производит город, содержится множество посторонних веществ. Это могут быть и поверхностно активные вещества — моющие средства, лекарства, химикаты, которые использует промышленность, металлы, это хлор-органические соединения. Спектр веществ огромен, и заранее трудно предсказать, какие будут концентрации.
Почему выбрали именно этот участок для полигона, понятно: там мало людей, маленькие населенные пункты, и для населения поначалу никакого видимого влияния не будет. Однако ключевая проблема в том, что это водораздел —
реки текут в разные стороны, в разные бассейны, очень может быть, что где-то в сотне километров эту испорченную воду будут употреблять.
Влияние полигона будет распространяться на сотни километров через воду. Это будет мощный источник диффузного загрязнения водной среды.
Нельзя забывать и о том, что болото само по себе препятствует распространению лесных пожаров. Если осушат болота, вероятность лесных пожаров резко увеличится.
Лес также необходим возле водного объекта — потому что без леса увеличивается поверхностный сток, лес перестает очищать воду от загрязнений. Во всех странах, если используется водный объект для питьевого водоснабжения, то они обязательно сажают лес возле этого объекта. То есть лес чистит водные объекты, а болото защищает лес.
Документы по делу
Отказ Верховного суда в апелляционной жалобе инициативной группы на запрет проведения референдума о статусе мусорного полигона в Шиесе
Отказ Арбитражного суда Архангельской области в привлечении ООО «Технопарк» к административной ответственности за нарушения при строительстве
Штраф активисту Александру Пескову, снимавшему подвоз топлива на полигон
Штраф Древарху Просветленному за обстрел охраны полигона из водяного автомата
Штраф Древарху Просветленному за участие в митинге в центре Архангельска
Благодарим корреспондентов «Новой газеты» Викторию Микишу и Татьяну Брицкую за помощь в подготовке материала
Авторы: Сергей Лебеденко, Аскольд Акишин
Над проектом работают: Леонид Никитинский, Юлия Счастливцева, Анна Игнатенко, Сергей Лебеденко, Вера Челищева, Евгения Сосина и Никита Гирин