Колонка · Политика

Три Навальных

Как мы делили «умное голосование»

Виталий Шкляров , политтехнолог
Что такое «умное голосование» Алексея Навального? Чтобы в этом разобраться, нужно понять, что такое сам Навальный. Казалось бы, что может быть проще? А вот и нет! Консенсуса в обществе относительно этой фигуры не существует.
Отношение к Алексею Навальному троякое.
Сторонники Навального считают его героем, который поддерживает свои проекты за счет донатов от них же — сторонников Навального, а еще он искренне борется со злом ради победы добра, то есть установления демократии.
Смотрители телевизора думают, что онагент Госдепа США, ест печеньки с рук Обамы и Порошенко (новые вражеские президенты пока не вошли в массовое сознание избирателя в качестве истинных адептов зла) и ради денег развращает патриотическую молодежь; цель Навального — уничтожение великой России.
Представители оппозиции, которые Навального не поддерживают, считают, что он существует за счет подачек от враждующих между собой кремлевских башен: возможно, является проектом одной из них, а может быть, просто очень успешно сыграл на их противоречиях, оказавшись удобным инструментом для всех; если ему удастся захватить власть в стране, он, скорее всего, станет новым авторитарным вождем, а возможно — чем-то гораздо более ужасным.
Соответственно этим представлениям и будут разделяться оценки всех и любых новых инициатив Навального.
Его сторонники будут доказывать, что единственный способ изменить ситуацию в стране к лучшему — это помогать проекту «умное голосование». Аргументы такие: во-первых, мы действительно можем протащить кандидатов не от «ЕдРа»; во-вторых, когда мы их протащим, эти кандидаты, хоть они и плохие, будут знать, что победили благодаря нашим голосам, а не разрешению из администрации президента, а значит, будут вести себя иначе, будут к нам прислушиваться; в-третьих, когда мы увидим, что это работает, ситуация сдвинется с мертвой точки: это будет еще не победа, но серьезный удар по режиму, да к тому же такой необходимый сейчас пример успеха консолидированных действий всех недовольных.
Наконец, в-четвертых:
а вы можете предложить что-то лучше? Давайте предложите, мы рассмотрим! Все остальное уже перепробовали.
Паладины действующей власти будут говорить, что «умное голосование» задумано для дестабилизации обстановки, ради того, чтобы возбудить и вывести на улицы неразумную, чаще всего несовершеннолетнюю молодежь, которая даже и не понимает, что старается ради блага заокеанских кукловодов. И вообще, говорить «умное голосование» — слишком длинно, а сокращенно получается УГ.
Противники Навального из оппозиции скажут, что все это «умное голосование» дурно пахнет. Во-первых, все равно «едросам» сколько надо процентов, столько в ТИК дорисуют, а во-вторых, даже если не дорисуют, разрушение монополии «ЕдРа» ничего не даст: не «ЕдРо» создало эту систему, не распад партии изменит ее — ну выиграет капээрэфовец или элдэпээровец, ну и что? Он все равно останется абсолютно ручным и не обратит никакого внимания на то, что его избрали навальнинские дурачки. К тому же «умное голосование», как в прошлый раз бойкот, — это последовательная дискредитация выборов как идеи. Оно уничтожает серьезное отношение к выборам в умах людей, то есть разрушает основу демократии, а именно — веру в то, что политические институты в принципе можно выстроить так, чтобы они работали. А значит, льет воду на мельницу диктатуры — возможно, не нынешней, а уже будущей, навальновской.
К тому же «умное голосование» почти наверняка валит всех «яблочных» кандидатов и независимых самовыдвиженцев, которые чудом сумели зарегистрироваться:
ведь участникам проекта предложат голосовать не за лучшего, не за честного, не за оппозиционного — а за того, у кого больше шансов обойти «едроса», и это почти наверняка будет СР, КПРФ или ЛДПР (в данном списке партии расположены в порядке уменьшения вероятности того, что кандидат от них — приличный человек). Ясно, что любую «угаданную» победу Навальный будет записывать на свой счет, даже если вклад «умного голосования» не был определяющим. Да и вообще, неизвестно еще, как именно и кем будут вестись подсчеты перспективных кандидатов. Что, в стране, насквозь изъеденной коррупцией, именно навальновцы вдруг взяли и остались кристально честными? Да неужели?! Какой-нибудь застройщик, идущий под флагом Жириновского, занесет чемодан денег, а нарисовать, что именно он самый перспективный кандидат, — проще простого, всегда можно придумать, как поиграть с цифрами.
Любой из нас по отношению к «умному голосованию» в итоге примкнет к одной из этих трех партий:
- либо «Навальный — добро»; - либо «Навальный — зло»; - либо «Навальный обманывает».
(Возможны, конечно, промежуточные подходы, соединяющие сразу несколько вариантов.)
Даже если вам сейчас сказать, что точно знаем, что именно один из трех вариантов верен, — вы почти наверняка все равно останетесь при своем. Потому что решение о том, как относиться к «умному голосованию», — это вопрос идеологии и совести, компромиссов и принципов. А проще говоря, вопрос все той же демократии. И споры до хрипоты — неотъемлемая часть этого процесса. А значит, все опять же решится в результате выборов. Таких, какие (к сожалению) имеем.
Так что такое «умное голосование»? Это не решение всех наших проблем, не предательство и не разводка.
Это демократия в действии.
Фактически — это еще одна строчка в бюллетенях, расположившаяся прямо под строчкой «Против всех» (которая известна также, как «испортить бюллетень»). Типографским шрифтом она пропечатана не будет, но по факту уже вынырнула водяными знаками из целлюлозно-бумажных глубин.