2 мая 2014 года во время столкновений в центре Одессы и пожара в Доме профсоюзов погибли 48 человек. Еще около 200 были ранены. Всего в тот день пострадали почти четыреста человек. Расследование трагедии продолжается пять лет. Реальные сроки получили двое, еще один — условный. Журналисты «Громадского» поехали в Одессу узнать, на каком этапе расследование сейчас и что об этом думают местные активисты, правоохранители и пострадавшие.
В тот день ультрас команд «Черноморец» и «Металлист» планировали пройти проукраинским маршем по центру Одессы. Первое противостояние между ними и вооруженной группой «антимайдановцев» произошло вблизи Греческой площади. Пойдя в обход, через Дерибасовскую и переулок вице-адмирала Жукова, евромайдановцы встретили группу Виталия Будько, известного как Боцман, который открыл стрельбу из карабина.
Первым был тяжело ранен представитель самообороны Игорь Бабаян. За щит, которым он закрывался, забросили гранату, она взорвалась у шеи. Несколько операций спасли ему жизнь.
— Большая часть полиции ждала провозглашения «Одесской народной республики».
— (продолжает) Рашистские приспешники за их спинами начали наступление на мирное шествие с применением самодельных гранат, огнестрельного оружия. У меня была только деревянная палка и щит, как и у всех ребят из бывшей самообороны города, — рассказывает Игорь Бабаян корреспонденту «Громадского».
Столкновения на Греческой площади продолжались около трех часов. Первыми погибшими в тот день стали Игорь Иванов и Андрей Бирюков. Официально было ранено 230 человек. Милиция, по словам участников событий, почти не вмешивалась.
— Господин Фучеджи (бывший начальник милиции общественной безопасности Одессы. —Ред.), ответственный за это, был очень осторожным и очень нейтральным человеком. Его любимая фраза подчиненным: зачем ты вмешиваешься? Кто знает, что здесь будет, какая будет власть, какие будут цвета?» — рассказывает журналист и член «Группы 2 мая» Сергей Дибров («Группа 2 мая» — активисты, журналисты, эксперты и бывшие правоохранители, которые объединились для проведения собственного независимого расследования событий — Ред.).
Когда на Греческой площади стало немного спокойнее, лидер майдановцев Андрей Юсов позвал своих на Куликово поле, где располагался лагерь Антимайдана. Его участники забаррикадировались в Доме профсоюзов. Уже на месте майдановцы начали громить и жечь оставленные палатки… В какой-то момент Дом профсоюзов загорелся. Люди, которые там находились, пытались спастись на крыше, десять человек погибли, выпрыгнув из окон. Среди них — Вячеслав Маркин и Вадим Папура.
Приказ выехать пожарным отдали только через 25 минут после первого сообщения о возгорании, о чем свидетельствуют обнародованные журналистами переговоры из колл-центра МЧС. Бывший следователь по делу Руслан Сушко (он вел «дело 2 мая» до 2016 года) говорит, что следствие также выяснило — тогдашний руководитель МЧС Владимир Бодалан мог сознательно не направлять своих подчиненных тушить пожар.
«Если сопоставить видеозаписи с аудиозаписями, то видно, что, когда Бодалан дает распоряжение не выезжать нарядам на пожар, он в это время стоит перед Домом профсоюзов и наблюдает за пожаром», — говорит Сушко.
Участники «Группы 2 мая», восстановив хронологию событий, выяснили, что стрельба с проукраинской стороны была, но через полтора часа после первых жертв. Это, по их мнению, доказывает, что украинские участники митинга пришли без огнестрельного оружия, без намерения противостоять и тем более убивать. Но впоследствии вынуждены были обороняться.
«Есть видео, когда Боцман открыл стрельбу в переулке Вице-адмирала Жукова в сторону евромайдановцев. От его пуль погиб Игорь Иванов. И только через полтора часа открылась встречная стрельба в районе ТЦ «Афины» на Греческой площади. Мы патрулировали улицы и примерно в это время задержали автомобиль с большим количеством огнестрельного оружия, которое везли в тыл евромайдановцев. Там было несколько помповых ружей, около пяти пистолетов, переделанных под огнестрельные. Если бы это оружие попало в руки евромайдановцев, я думаю, жертв могло быть значительно больше», — говорит член группы Владислав Балинский.
Дом профсоюзов горел более часа. Погибли 42 человека. Уголовное дело возбудили сразу по нескольким эпизодам. Но большинству ключевых лиц со стороны Антимайдана и некоторым правоохранителям удалось бежать.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}