25 апреля на острове Русском Владимир Путин отвечал на вопрос об упрощенном порядке выдачи российских паспортов жителям Луганска:
«<…> Польша уже в течение многих лет — чуть ли не 10 лет, по-моему, с 2009 года — выдает карты поляка. То же самое, даже больше: выдает паспорта Венгрия, паспорта выдает Румыния (соответственно венграм, румынам, полякам).
В этой связи у меня возникает вопрос: а чем же русские, проживающие на Украине, хуже румын, поляков или венгров <…>?»
Конец цитаты. И начало другим вопросам.
Например. А чем этнические русские и уроженцы России, проживающие в России, хуже румын и поляков или тех же русских, проживающих на Украине? Те русские, что родились в России и в ней живут, но по каким-либо причинам не имели прописки в ней на 6 февраля 1992 года (день вступления в силу закона «О гражданстве РФ») и поэтому до сих пор не могут получить паспорт РФ или лишились его в последние годы в результате проверок? А дети этих людей, не прописанных в РФ на 06.02.1992, — чем хуже?
Петр Саруханов / «Новая газета»
Указ не плох и не хорош, президента вынуждала подписать его логика войны и гуманитарной катастрофы, в ее парадигме он просто необходим, и он абсолютно таков, каким и должен быть, — не о чем говорить. Но комментарий президента — уже не только о политике, это и о наших людях и их судьбах.
У нас нет инструментария влиять на одну из сущностей российского государства — его непреодолимое желание осчастливить всех вовне, с раздачей российских паспортов иностранным деятелям искусств, жителям Южной Осетии и Абхазии, с борьбой против «произвольного лишения гражданства» как инструментария Риги и Таллина, с отстаиванием прав человека во всем подлунном мире.
Торжественное вручение российского паспорта актеру Стивену Сигалу. Фото: пресс-служба президента РФ
Бессмысленно обсуждать и наклонности лично Владимира Владимировича, его предпочтения, отданные международной политике и защите соотечественников за рубежом.
Но нельзя молчать о затянувшейся уже на десятилетия драме наших внутренних российских «негров» (неграждан), «глотавших пыль» у ПВС, затем контор ФМС, а теперь «глотающих» у управлений по вопросам миграции. Апатридов, «бг»(лиц без гражданства). Вынужденных иностранцев в своем отечестве. Россиян — по родителям и месту рождения, которых бюрократия россиянами не признает, считая свои бумажки и регламенты выше законов крови и почвы.
Нельзя молчать просто потому, что непризнание чиновниками гражданства России за очевидными (по любым нормам) российскими гражданами — государственное преступление. Превышение полномочий, ломающее людям судьбы.
В конце концов, это дело вкуса, темперамента, убеждений — наделение крымчан российскими паспортами несмотря на наличие у них украинского гражданства; раз люди брали — значит, они им были нужны, и дай бог, чтобы это им чем-то помогло. Но почему коренным россиянам отказывают в признании их российского гражданства из-за того же украинского паспорта? Вот куда более существенный вопрос. И ответа на него у российского государства нет.
«Они лишены очень многого. Лишены элементарных человеческих прав с точки зрения получения образования, например. Им даже трудно передвигаться по территории Украины либо третьих стран, по территории России даже трудно передвигаться, им не купить билет даже часто на самолет или на поезд. Это вообще запредельная ситуация, — как понимаете, это снова цитата из президента (по его сайту), но не о русских «неграх» в России, а о жителях Донбасса. — Ну а как же судьба людей, которые проживают на этих территориях? Они так и будут брошены? Они так и будут жить в полной изоляции?»
Все, что говорил Путин, точно списано с положения Натальи Игнатовой, по мужу Коверник. Это она лишена очень многого. Известные сложности с работой, а теперь и с пенсией, медициной, передвижениями — «не купить билет на самолет или поезд»; всего не перечесть, президент хорошо обо всем этом сказал — «элементарном человеческом». Про образование только не к ней, по возрасту, а к Виталию, ее сыну: окончив школу — ту же, что мама в свое время, он не смог поступить на бюджетное отделение в вуз, хотя по баллам ЕГЭ проходил: бюджет не для иностранцев.
Наталья Коверник
Но Наталья — не житель Донецка. Она родилась у русских до седьмого колена родителей, училась, работала в России, в Красноярске. В 1991 году, еще до распада СССР, выехала с ним, двухлетним, по междугороднему обмену на Украину, к месту жительства мужа. От российского гражданства не отказывалась и соответственно его не лишалась. Вернулась с сыном в 2001-м, в квартиру, в которой родилась. Но для родины они с сыном стали почему-то иностранцами и даже в родной квартире их регистрировали лишь «по месту пребывания», на три месяца. Еще и составляли административные протоколы, грозя депортировать, — это уже спустя годы борьбы за признание того, кто она есть. А она есть гражданка России по крови и почве.
О борьбе Коверник за признание ее «своей» в «Новой» сериал: № 131 за 2011 год; №№ 105, 134, 141 за 2016-й; №№ 12, 26, 119 за 2017-й; №№ 27, 142 за 2018-й.
«Новая» рассказала несколько десятков таких судеб. А их — десятки тысяч (даже по скромной статистике МВД). Это на сегодня. А были — сотни тысяч: многие, столкнувшись с бюрократической неумолимостью, плюнули, уехали. А до этого были миллионы — тех, кто на 6 февраля 1992-го оказался в бывших союзных республиках или просто не имел штампа в паспорте о постоянной прописке в России.
Это не замечаемая обществом боль, зайдите на сайты региональных судов, наберите в поисковиках «6 февраля 1992 года»: вывалятся сотни дел и тысячи вопросов от людей, которых Россия не признает за «своих», — «что теперь делать?».
Та же история, что с Коверник, — с Еленой Кишкань. У них с Натальей и сыновей зовут одинаково. Только эта семья помоложе — Елена 1972 года рождения, ее сын — 1999-го. Елена выехала на Украину, в 97-м вернулась в Россию, в родной Бугуруслан (Оренбургская область). Ее и сына, рожденного здесь и никуда никогда не выезжавшего, гражданами РФ не признают.
Им тоже угрожают депортацией, но после огласки их случая пока только штрафуют. За что? За то, что живут на родине.
Вот еще тот же сюжет: Галина Горенюк родилась в России, на Колыме, выехала на Украину (замуж), где и оказалась на 6 февраля 1992-го. В 2002-м вернулась в Магаданскую область, к могилам родителей, в пос. Клепка. К геологическому вагончику — туалет на улице, вода — ведрами из соседней четырехэтажки. Здесь они жили с братом (старшего брата схоронили). Ничего от родины не требовали, места в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не занимали. Что они родине? Дальше и ниже Колымы и вагончика некуда. А родина ее, 67-летнюю пенсионерку, в прошлом году оштрафовала и депортировала на Украину. Где — ни жилья, ни родни, ничего вообще. Паспорт у Галины оставался советский.
История дошла до Кремля, Горенюк вернули на Колыму. Губернатор вручил паспорт РФ, под телекамеры дали двухкомнатную квартиру. Ремонт в ней оплатил один из областных депутатов. А потом журналисты уехали, чиновники отчитались, о Горенюк забыли. Договор соцнайма она на эту квартиру так и не смогла получить — у жилья обнаружился другой хозяин. Да и двушка ей была не положена. Так и не прописавшись, через несколько месяцев Галина умерла. Брату тоже сюда не заселиться — и ему двушка не положена. Дочь Галины депортировали в Белоруссию. Ей, правда, тоже после окрика из Кремля российский паспорт выправили. Вот только куда возвращаться?
Начало сюжета с Ассоль Туленцовой (госструктуры получали ее обращения и все передряги она преодолевала под этой фамилией, сейчас ее изменила) — в «Новой» № 142 от 21 декабря 2018 года. Родилась в Ленинграде в семье потомственных кадровых военных. Пошла по стопам, пограничник. И муж, уже бывший, — он до сих пор служит на таджикско-афганской границе, полковник российской ФСБ. В 1997-м родила дочь Женю в Алма-Ате — по месту дислокации роддома не было. Выйдя в отставку, уехали в Омск. Когда 20-летняя Евгения обратилась там за обменом паспорта, ей сообщили, что он ей… «выдан в нарушение порядка», в РФ она находится незаконно и обязана выехать в Казахстан.
Маленькая Женя, дочь Ассоль, на границе. Фото предоставлено Уральской ассоциацией беженцев
Пока шли суды, позволили передвигаться только от дома до института. И от матери, Ассоль, потребовали сдать российский паспорт. Она отказалась. Омские «финики» (так их тут называют, видимо, от аббревиатуры прежнего ведомства — ФМС, в других городах их еще называют «миграми») заочно признали и отца Жени гражданином Казахстана, поскольку и он, как Ассоль, на 1 марта 1992 года (день вступления в силу закона о гражданстве Казахстана) проживал на территории этой страны (!). Однако его решили пока не трогать: куда депортировать с таджикско-афганской границы полковника ФСБ, не ясно.
(Полковнику Путину просто повезло, что к 6 февраля 1992 года он успел вернуться из Германии).
Суды шли с переменным успехом, и все же благодаря защите Уральской ассоциации беженцев у Евгении, а потом и Ассоль признали гражданство РФ. Но «финики» предупредили (цитирую по аудиозаписям): «Даже если суд вынесет решение выдать им паспорт, они гражданами на законном основании не будут!», «на момент рождения дочери мы даже не смотрим на отца, мать — иностранная гражданка». Это перлы от одной омской начальницы, вот от ее коллеги: «Даже если выдачу паспортов обяжут, мы вам их выдадим, а на следующий день вынесем еще раз заключение, что ваши паспорта признать недействительными. Вы все равно не станете гражданами РФ!»
Также при оглашении решения в суде и потом при выдаче паспорта омские сотрудники предупредили, что проводится проверка и направлен запрос в Казахстан. Кто им дал право так широко, трансгранично распоряжаться персональными данными российских кадровых военных, совсем не понятно.
Онуфрий Ефимов с генералом Речицким в Чулково. Фото: ГУ МВД по Красноярскому краю
На днях начальник ГУ МВД по Красноярскому краю Александр Речицкий побывал в труднодоступной, отсутствующей на картах и в административных реестрах деревне Чулково, где встретился с Онуфрием Ефимовым и его семьей. История его чудом несостоявшейся депортации в Бразилию и чуть не порушенной семьи в № 112, 114 за прошлый год.
Как выразились в краевом главке, «в теплой домашней обстановке генерал-лейтенант полиции рассказал мужчине о мерах, принимаемых сотрудниками Управления по вопросам миграции по его легализации на территории РФ». Речицкий и в целом обсудил с местным сообществом вопрос паспортизации старообрядцев, даже вручил два паспорта жителям Чулкова, подчеркнув, что это — будущее их и их детей.
Это какой-то поразительный поворот. Такая гуманизация стала возможна не только из-за дикого диссонанса истории Онуфрия с теми усилиями, что прикладывают российские дипломаты, сзывая старообрядцев возвращаться на родину. Здесь, на среднем Енисее, по его левым притокам Дубчесу и Елогую у беспоповцев часовенного согласия — их мировая столица, духовный центр (6 женских монастырей и 3 мужских, более 600 иноков и инокинь, очень много молодежи получают здесь образование). И здесь по деревням и скитам очень много уже вернувшихся (через поколение, два-три) из Боливии, Парагвая, Бразилии, Аргентины, Уругвая. Крепкие связи с американской и канадской ветвями часовенных, много народа и оттуда. И, понятно, дело Онуфрия грозило обратиться в международный скандал — а ко всему, что вне наших границ, российское государство особо внимательно.
Но и это не все.
Эти люди — несомненно, другие русские, не такие, как мы, поэтому с ними и разговаривают в ином тоне. И целый генерал сам едет к ним.
У нас кому стоять за Наталью, Елену, Ассоль, их детей?
Теперь жители отдельных районов Украины смогут получить российский паспорт, лишь изъявив желание. А Наталье его не видать: 1 апреля начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Красноярского края С. Воротынцев, отвечая на обращение Уральской ассоциации беженцев по поводу судьбы Коверник, сформулировал: «Факт рождения на территории РСФСР, а также проживание на территории РФ не порождает для Коверник Н.В. правовых последствий».
Российское государство усердно трудится над тем, чтобы оскопить, выхолостить понятие Родины.
Русский мир существует только в экспортном варианте. Только для надувания щек «на международной арене».
Для внутреннего пользования не предназначено.
Шолохов писал о цыганской лошади — со смоляной тряпкой под хвостом. С вида кобыла кругла, но внутри лишь спертый воздух и помет: «Ей перед продажей встромляют в задний проход продырявленную камышину и дуют по очереди всем кагалом до тех пор, покеда бока ей разнесет и станет она видом круглая и пузатая».
Красноярск
Наталья Коверник
описание
— Прокомментирую лишь преамбулу Указа от 24 апреля: «В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права…» Хорошо бы, чтобы ровно этими же целями руководствовалась и миграционная служба России при решении вопросов гражданства.
Не надо уверять, что у меня не было гражданства России с рождения. Не надо сочинять, что гражданство РСФСР, то есть союзной республики, прекратилось в соответствии с последним законом СССР о союзном гражданстве. Договорились уже до того, что якобы Закон СССР «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 г. содержал в числе «иных» оснований прекращения гражданства СССР такое как прекращение существования государства СССР. И соответственно вместе с ним, гражданством СССР, прекратилось гражданство РСФСР.
Не надо также уверять, что мое российское гражданство прекратилось в результате оптации (добровольного выбора гражданства): она может состояться только при наличии двустороннего соглашения между Россией и Украиной, которого никто так и не заключил.
Именно в целях защиты прав и свобод человека и гражданина миграционная служба должна вспомнить, что еще до 6 февраля 1992 г. — 5 января 1992 г. — вступает в силу Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина», которым гражданам РСФСР (оказывается, были такие после распада СССР) гарантировано право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться. Данная гарантия полностью согласуется с общепризнанными международными нормами.
Также считаю не лишним напомнить миграционным службам, что с 12 июня 1990 г. Россия, которая именовалась на тот момент РСФСР, провозгласила государственный суверенитет, на всей территории РСФСР установлено республиканское гражданство РСФСР, в том числе покровительство РСФСР гражданам РСФСР за пределами республики. С 15 декабря 1990 г. на конституционном уровне было впервые запрещено лишение гражданства и установлено, что оно может быть прекращено лишь на основании закона.
За 20 лет не могу добиться ответа на единственный вопрос: на основании какого закона РФ у меня прекратилось российское гражданство?
Людмила Лукашева
президент Уральской ассоциации беженцев
— Цели Указа от 24 апреля провозглашены достойные, принципы и нормы — общепризнанные. Но тревогу вызывает, что этот Указ будет исполнять орган, который после восьмой реформы так и не научился соблюдать законодательство о российском гражданстве и соотечественниках.
По данным ЕСПЧ, ежегодно в России до 8000 постоянных жителей лишают гражданства без суда и следствия.
По итогам мониторинга, проведенного в 2018 году Уральской ассоциацией беженцев, выяснилось, что МВД не имеет ни одного аналитика по вопросам гражданства, умышленно подменяет процедуру «определение наличия гражданства» процедурой «оформление гражданства по Постановлению Конституционного суда № 12-П от 1996 г.»; проводит трансграничную обработку персональных данных без согласия россиян и превышая собственные полномочия. Эти манипуляции приводят к тому, что даже уроженцев РСФСР — граждан России по рождению — лишают гражданства и принуждают приобретать его повторно по надуманным причинам.
Без формирования пула аналитиков по вопросам гражданства и без президентско-общественного контроля за исполнением нового Указа велик риск получить массовое нарушение прав человека и новый виток бюрократического шабаша на крови и так настрадавшихся людей.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»