Указ президента России об упрощенном порядке предоставления российского гражданства тем, кто проживает в непризнанных Донецкой и Луганской «народных республиках», был обоснован исключительно гуманитарными целями.
Собственно, он так и называется: «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».
И предусматривает, что лица, постоянно проживающие на территориях «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины», имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. То есть без проживания в России в течение пяти лет после получения вида на жительство, без подтверждения наличия средств к существованию, без подтверждения владения русским языком и без отказа от гражданства Украины.
Преамбула указа пестрит правозащитными конструкциями: «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина», на основании «общепризнанных принципов и норм международного права»… Комментируя свой указ, Владимир Путин заявил, что жители «отдельных районов», мол, «вообще лишены каких бы то ни было гражданских прав, и это уже переходит границы с точки зрения прав человека».
В последующие дни заботой о соблюдении прав страдающих жителей самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» и восхищением гуманизмом Путина буквально лучились лица ведущих федеральных каналов и провластных политиков. Опрос, якобы проведенный в «ДНР», показал, что 86% жителей хотят получить российское гражданство. В Кремле заявили, что Россия может дать гражданство вообще всем жителям Украины.
В ответ избранный украинский президент Владимир Зеленский посоветовал российским властям не тратить зря время, пытаясь соблазнить граждан Украины паспортами РФ, язвительно заметив, что российский паспорт — это «право быть арестованным за мирный протест, право не иметь свободных и конкурентных выборов и право вообще забыть о наличии естественных прав и свобод человека». И, в свою очередь, обещал «предоставление защиты, убежища и украинского гражданства всем, кто готов бороться за свободу».
С одной стороны, очевидно, что забота российских властей о соблюдении прав человека в «ЛДНР» выглядела бы более искренней, если бы они заботились о соблюдении этих прав для нынешних российских граждан.
Которые давно уже имеют все основания рассматривать вторую главу Конституции «Права и свободы человека и гражданина», как ненаучную фантастику.
Которые каждый день видят, как власти на деле относятся к «общепризнанным принципам и нормам международного права».
И которые каждый день видят, как обеспечивается свобода слова и свобода собраний, как обстоит дело с правом на жилье и социальное обеспечение, с правом на бесплатное здравоохранение и образование, на справедливое правосудие и участие в формировании органов власти. И многое другое.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
С другой стороны, «гуманитарные» проблемы у жителей «отдельных районов» действительно есть.
Но, во-первых, надо понимать, почему эти проблемы появились. Их не было до апреля 2014 года — до появления на востоке Украины вооруженных диверсантов из России (наподобие Гиркина-Стрелкова), прикидывающихся «доведенными до отчаяния шахтерами и трактористами», и военных, прикидывающихся «отпускниками» и «добровольцами».
А во-вторых, надо понимать, что эти проблемы ни в какой мере не решаются раздачей российских паспортов.
Зададимся вопросом: какими правами сегодня наделены на Украине жители «отдельных районов»? И в чем они испытывают проблемы?
- Первое. Все жители «отдельных районов», имея гражданство Украины, как только они попадают из «отдельных районов» на территорию, контролируемую киевскими властями (через контрольно-пропускные пункты), оказываются совершенно свободными в перемещении по всей территории Украины.
- Второе. Они могут пользоваться всеми услугами украинского государства, предусмотренными действующим законодательством, включая и оформление биометрического заграничного паспорта гражданина Украины.
- Третье. Оформив заграничный паспорт, они могут выезжать без визы в более чем сто стран мира (то есть они имеют куда больше прав на свободу передвижения по миру, чем российские граждане). Также, получив визу, жители «отдельных районов» могут выезжать в страны, с которыми Украина сохраняет визовый режим.
- Четвертое. Они сохраняют право на получение украинской пенсии. Правда, поскольку органы Пенсионного фонда Украины не работают на территориях, которые сейчас неподконтрольны Украине, пенсионеры из «отдельных районов» должны выехать на подконтрольную Украине территорию, чтобы получить там пенсию, после чего возвращаются домой. Да, это не очень удобно, и прохождение контрольно-пропускных пунктов порой требует немалого времени. Но исправить эту ситуацию можно, восстановив контроль Украины за «отдельными районами».
- Пятое. Жители «отдельных районов» имеют право голоса на Украине — сейчас только на выборах президента. И при условии регистрации места голосования на территории, контролируемой Украиной. Неудобно? Да. Но стоит напомнить, что самопровозглашенные власти «ДНР» и ЛНР» не признают ни законов Украины, ни власть Украины. Им ли (и тем, кто их поддерживает) печалиться о трудностях с голосованием за украинского президента? И опять же, эти трудности немедленно прекратятся, как только восстановится контроль Украины в «отдельных районах».
Какие «гуманитарные цели» будут достигнуты раздачей в «отдельных районах» российских паспортов?
Как выясняется — НИКАКИЕ.
Российский паспорт не поможет получать в «отдельных районах» украинскую пенсию. А российскую пенсию, как уже разъяснил российский Пенсионный фонд, получат только те, кто переедут в Россию на постоянное жительство. Те, кто по-прежнему будут постоянно проживать в «отдельных районах», получать российские пенсии не будут. Российский паспорт ничего не изменит в процедуре голосования жителей «отдельных районов» на украинских выборах. И российский паспорт не поможет быстрее пройти через КПП на контролируемую Украиной территорию.
Иначе говоря, российский паспорт не избавит жителей «отдельных районов» ни от одной из проблем, связанных с необъявленной войной. Напротив, он может создать новые: уже звучат заявления украинских политиков о том, что принимающие гражданство государства-агрессора должны быть лишены гражданства Украины и соответствующих льгот и выплат.
Решение об «упрощенном порядке» получения российского гражданства не является «гуманитарным». Точно так же, как «гуманитарными» (как представляется) не были пресловутые «конвои», одно время потоком направлявшиеся на восток Украины с неизвестным содержимым, недоступным для контроля украинским властям (и перевозившие, скорее всего, не гуманитарную помощь, а оружие, боеприпасы и запчасти).
Указ об «упрощенном порядке» — это не указ о помощи жителям «отдельных районов». Для того чтобы им помочь, как справедливо заметил Григорий Явлинский, надо прекратить войну. А не продолжать политику, которая породила эту войну.
На реализацию указа о паспортах потребуется «всего» около 100 млрд рублей. Это — почти четыре бюджета Псковской области.
Или — расходы федерального бюджета в 2019 году на высокотехнологическую медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС. На помощь, которой постоянно не хватает. И на которую родственники больных вынуждены собирать деньги через СМИ и социальные сети, умоляя спасти жизнь близкого человека.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68