Комментарий · Культура

Александр Сокуров: «Удивительно русский фильм. Кто еще в России столь русский?»

Письмо режиссеру фильма «Воскресенье» Светлане Проскуриной

Фото: РИА Новости
Дорогая Светлана Николаевна, Света, фильм ваш не выходит ни из памяти, ни из сознания — сидит в моей душе…
Уверен, что про современную русскую жизнь с такой затаенностью, такой искренностью никто еще не снимал кино.
Да, конечно, это не только о современной жизни — в фильме все сквозно-связано: прошлое, настоящее, будущее.
Русская грязь рядом с русской нежностью и слабоволием. Клубок. Капкан.
Посмотрев фильм, первое, что высветилось в моем воображении — слово «капкан».
Не могу объяснить — почему.
Потому, возможно, что из капкана самому не выбраться: кто-то должен помочь.
Если некому помочь — неизбежная смерть в полном сознании, рассудке.
Русская жизнь мне часто напоминает зверька, попавшего в капкан.
Особенно сложена драматургия фильма. Долго идешь во след за режиссером — обычно, не так: зритель опережает автора. Здесь многое непредсказуемо — это сильное проведение по всему фильму.
Особенные актерские линии, способы существования на экране.
Правда, иногда вызывает глухой протест слабовольное поведение главного героя. Как будто он не из нашего времени, а из какого-то ХIХ века, времен упадка этого века, потерявшего все.
Главный герой. Роль Алексея Верткова. Кадр из фильма «Воскресенье»
И лицо главного героя — уставшее от жизни. Вне времен, с признаками национального вырождения. Как будто он с такой своей душой — выдохся, устал жить рядом с нами.
Или случайно занесен в наши времена. Таких сегодня много — неужели после всех революций и войн кто-то уцелел? Пробился в нынешние дни?
…Или он даже и не мужчина, а будто не признаваемая нами женщина. Не борется, не бьется за сохранение своей жизни, словно уверен, что поражение неизбежно, предопределено.
Надо только и всего: как-то благородно прожить последние дни, не более того.
Фильм производит впечатление тяжелой экспедиции в горы. Все основательно, требует труда соучастия. Классика по всем чертам режиссерского почерка. И видно — этот режиссер не боится перегонов, пропастей, отвесных скал и ветров.
Сильный, мощный странник.
Да, стоило так долго трудиться в кино, чтобы создать такое художественное сложение. Удивительно русский фильм. Кто еще в России столь русский?
Грандиозны персонажи подростков — до сего момента боюсь даже вспомнить их жуткие дьявольские лики, «рожи, морды».
Прошу мальчиков, снимавшихся в этом замечательном фильме, не принимать мои реплики на свой счет — они вместе с режиссером смогли собрать в себе силы понимания и силы характеров, образов. И результат этой работы совсем не подростковый, не детский.
Это персонажи отдельного фильма — огромного, как конец света, все ставящего на места свои.
Эти образы под стать персонажам Эль Греко, Босха или Мунка. При этом очень русские.
Был ли кто-то так близок к пониманию судьбы и рока русского героя Толстого, как в фильме моего любимого режиссера Проскуриной? Я так не смог бы.
Является ли фильм «Воскресенье» экранизацией романа Толстого? Ни в коей мере.
Однако большая часть самых сокровенных и обособленных тем романа великого русского писателя обнаруживается внутри жизни и течения времен фильма.
Не на поверхности — в глубине потока этой реки.
Светочка, Вы знаете мое придирчивое отношение к изображению. Хотелось бы не столь реалистической картинки на экране или постепенного ухода от реализма в сторону какого-то персонального мира и зрения. Ведь и зрение героя, и сама его жизнь — особенные…
Впрочем, это очень вкусовое…
Дорогой друг, поздравляю со значительной, уникальной работой!