Ну честно, не вспомню такой теплой, вдохновенной, лаконичной церемонии. Никакого тебе концерта с Гвердцители и надрывными пенсионерскими шутками юмористов. Сдержанно-стильно оформленная сцена, молчаливый Юлий Гусман. Зато сверхэмоциональный зал, точно выверенная драматургия действа.
Блестящее представление номинантов в категории «Лучший фильм». Нарезки из фрагментов шли под импровизации легендарного джазового пианиста и вокалиста Сергея Манукяна. «Войну Анны» он сопроводил печальной вариацией на еврейские мелодии, джазовой композицией — «Довлатова», мотивы хитов Майка Науменко и Цоя звучали для «Лета», северный фольклор для «Человека, который удивил всех», стилизация под музыку русских композиторов для «Истории одного назначения».
А началось все с хуциевского пролога. Точнее вариации на тему песни из «Весны на Заречной улице». Текст Дмитрия Быкова, декламировал Никита Ефремов, который родился в год рождения «Ники», 32 года назад:
Сейчас на улице Заречной
Дома обрушены на треть,
Кино эпохи доарестной
Уже не хочется смотреть.
Эпоха темная вернулась,
Явив привычное лицо,
И наша улица согнулась,
Сведясь в Садовое кольцо.
Зрительный зал на равных правах с ведущими и вручантами участвовал в церемонии.
Знаменитого художника Бориса Бланка едва не освистали. За слова, что в истинно мужскую профессию художника кино пришло слишком много девиц, поэтому дизайн вымещает мастерство.
Многие зрительницы встали, возмущенно реагируя на сексистские идеи в эпоху #MeToo. Думаю, Бланк по привычке хотел артистически провоцировать аудиторию. Переборщил. Тем более, что премия досталась Елене Окопной, вместе с режиссером Алексеем Германом придумавшей печальный ретро-мир фильма «Довлатов». Татьяна Патрахальцева, одевшая всех персонажей «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой названа лучшим художником по костюмам. Выскочившая метеором на сцену актриса Ирина Горбачева — высоченная, в мужском костюме и короткой стрижке — снисходительно облобызала маленького пухлого Бланка и заявила: «Мужчины, прекрасные! Вы все вышли из женщин, не забывайте об этом!» Казалось, она сейчас подхватит полностью растерявшегося Бориса Бланка и бережно унесет со сцены.
Ирина Горбачева. Фото: РИА Новости
Каждое упоминание о «Лете» Кирилла Серебренникова зал принимал на «ура». «Открытием года» по версии кинопремии «Ника» стал музыкант Рома Зверь, исполнивший роль Майка Науменко. Кирилл незримо присутствовал на церемонии. Зверь благодарил его за то, что с помощью всей команды он смог доделать кино, несмотря на домашний арест.
Кирилл Серебренников назван лучшим режиссером 2019-го. Продюсер фильма «Лето» Илья Стюарт заметил: «Желаю нам всем, чтобы в последний раз большой художник Кирилл Серебренников не выходит за своим призом». «Лето», у которого было больше всех номинаций (12), отмечено также призом за лучший монтаж (Юрий Карик) и звук (Борис Войт)
Елена Коренева, удостоена награды за лучшую роль второго плана в фильме «Ван Гоги», где она сыграла «женщину-тень при большом человеке». (В «Лете» у нее тоже роскошный музыкальный эпизод). Вообще человеческое, по ее мнению, важнее самого изощренного искусства.
Актриса призывала вспомнить о страдающих сидельцах дела «Седьмой студии», об Олеге Сенцове и других заключенных: «Надо быть человечными!»
Когда награждали создателей лучшего сериала «Домашний арест», продюсер Семен Слепаков признался, что им хотелось сделать кино о том, что происходит в России сейчас, но при этом сохранить хоть какую-то надежду на лучшее.
Кульминацией церемонии стало награждение Отара Иоселиани призом «Честь и достоинство». Юрий Рост, вручающий статуэтку, сказал, что его друг Иоселиани всю жизнь снимает один фильм о достоинстве человека: «Тот человек — сам Отар, который не присоединяется ни к правым, ни к левым, ни к богатым, ни к бедным. Хотя обо всех них снимает кино. И кино это создано для одного, уединенного, одинокого мастера. Хочу, чтобы мы посочувствовали ему. И позавидовали». Зал встал.
Отар Иоселиани. Фото: РИА Новости
Иоселиани вспомнил о своих друзьях в российском кинематографе: Панфилове, Авербахе, Параджанове, Тарковском, Шенгелии. Поклонился памяти любимого Бориса Барнета. И заключил:
«Знаете, любого можно научить делать кино за два месяца. Это ведь не то же, что играть на виолончели: через 20 лет тяжелого труда выясняется, что ты не музыкант. Зато выяснилось, что единственным нашим инструментом является совесть».
Потом режиссер вспомнил старую русскую песню о 12 разбойниках и атамане Кудияре, в котором после всех безобразий господь пробудил совесть: «А вот в другой песне, про Стеньку Разина и расписные челны, все иначе. Атаман ночку с бабой провозжался — сам на утро бабой стал. Потом испугался коллективного ропота, и бросил несчастную княжну в Волгу, да еще патриотическую речь двинул. Ну вы поняли, про что я», — завершил свою речь Иоселиани. Все поняли.
Тема нравственного выбора, тема совести, связывает все лучшие сценарии, номинированные на «Нику». Так считает замечательный драматург Рустам Ибрагимбеков. Хотя события в этих сценариях разделены десятилетиями. «История одного назначения», «Человек, который удивил всех», «Война Анны» — все они об удивительной устойчивости, неподвластности человека историческим испытаниям, все они и про нас.
«Как мы живем сегодня — все видим, знаем, вспоминаем наших коллег, которые находятся в тяжелейших обстоятельствах. И все терпим», —
с горечью сказал Ибрагимбеков.
Лучший сценарий — «История одного назначения». Кстати Лев Толстой — персонаж киноромана Авдотьи Смирновой в одном из писем писал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Жаль, что это выразительная, важная картина о бесценности отдельной жизни, о выборе, о воспаленных русских вопросах — не была показана в прайм-тайм по федеральным каналам, вместо истерики, призывающей к войне.
«Ника» — одна из последних — пытается сохранить общее пространство бывших советских республик. Лучшим фильмом стран СНГ Грузии и Балтии стал — кто бы сомневался — белорусский «Хрусталь» Дарьи Жук. Чувственная, шероховатая трагикомедия про жизнь, застрявшую в 90-х», вроде бы про Белоруссию — победно шествует по миру.
Глупей всех выступил Познер.
Сначала рассказал, как долго его уговаривали прийти и наградить лучшего оператора. Завершил тем, что вообще не понимает и не любит операторов. Посмотрел бы внимательно работу выдающегося оператора Юрия Клименко в фильме «Ван Гоги», где он сконцентрировался на актеров, в сверхкрупных планах фиксируя малейшие душевные движения, сложную внутреннюю жизнь, спрятанную трагедию. Клименко назван лучшим. Согласна. И не только в 2019-ом. Но видимо, Познер авторское российское кино тоже не любит.
Кстати, при всех стонах о никудышности отечественного кинематографа, смотрите — сколько хороших авторских фильмов снято за один год. «Война Анны» Алексея Федорченко, «Довлатов» Алексея-Германа-младшего, «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, «Лето» Кирилла Серебренникова, «Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, «Кислота» Александра Горчилина, «Ван Гоги» Сергея Ливнева. И конечно же, «Сердце мира» Натальи Мещаниновой — магическая киногения, недооцененная академиками. Добавим к этому отмеченный академиками лучший анимационный фильм «Знаешь, мама, где я был» Лео Габриадзе, снятый по воспоминаниям и рисункам его отца Резо Габриадзе. Про человечность, любовь, ностальгию по детству. В этом фильме — запечатленное время и зыбкая меланхолическая улыбка старого грузинского кино. Приз вручала Юлианна Слащева — глава «Союзмультфильма». Что странно, она является продюсером одного из фильмов-номинантов «Гофманиады». Любопытно, если бы этот фильм с изысканными персонажами Михаила Шемякина выиграл: вручила бы «Нику» себе?
Лучшим фильмом названа «Война Анны». Не помню точно, но кажется впервые одна картина удостоена сразу трех главных национальных премий: «Ники», «Золотого орла» и премии критиков «Белый слон». Минималистская, черная с просветом белого трагедия маленькой еврейской девочки, которая два года пряталась от фашистов в камине комендатуры. Режиссер Алексей
Федорченко взволнованно благодарил свою группу и особенно Марту Козлову, сыгравшую главную роль (за нее она получила свою «Нику»). В конце короткой речи добавил: «Тут многие говорили, что Сталин очень любил кино. В первую очередь, он был палач и подонок, а уже потом любил кино».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»