«Желтые жилеты» атакуют полицию. Офтальмологи просят Макрона запретить оружие, лишающее граждан зрения. Власть увольняет префекта Парижа и запрещает митинги на Елисейских полях
Во Франции формально завершились «большие дебаты», которые президент Макрон затеял ради успокоения народа в «желтых жилетах». Но для себя президент взял дополнительное время, чтобы побольше узнать о проблемах французов. 18 марта с этой целью он принял в Елисейском дворце социальную группу «интеллектуалы» в количестве шестидесяти четырех человек.
За три дня до этого, в субботу, на Елисейских полях сотни людей в желтых жилетах и черных масках устроили погром. После этого Макрон принял решение отбросить лыжи, прервать короткий отдых в горах и срочно вернуться в Париж.
Раненый на акции «желтых жилетов» возле Елисейских полей 16 марта. Фото: EPA
«То, что произошло сегодня на Елисейских полях, больше нельзя назвать манифестацией. Это люди, которые, рискуя убивать, хотят уничтожить республику. Все, кто там были, стали их сообщниками», —
заявил Макрон ближе к полуночи в субботу, 16 марта, после экстренного заседания в МВД. Таким образом, президент впервые не стал отделять мирных манифестантов от погромщиков и пообещал «жесткие меры», чтобы «насилие больше не повторилось».
В Париже в этот день на акцию «ЖЖ» вышло 10 тысяч. По сравнению с последними «субботниками» это много: еще неделю назад было всего 4000 и менее 30 тысяч по всей стране. Но по сравнению с «нормальными» парижскими манифестациями — мало: например, в ту же субботу, 16 марта, в парижском «марше за климат» приняли участие 45 тысяч человек.
Правда, у «экологов» было спокойно, а на митинге «желтых жилетов» на Елисейских полях граждане в масках устроили одну из самых горячих суббот за все время протестов (то есть, с середины ноября).
Разгромили и разграбили около сотни торговых точек, уничтожили несколько машин, сожгли известный дорогой ресторан, банк, расположенный на первом этаже жилого дома… Ранения получили девяносто человек, почти триста были задержаны.
Очередное повышение «градуса насилия» было приурочено как раз к финалу «больших дебатов» (см. справку). Заодно погромщики ответили на принятие в Сенате закона, ужесточающего правила проведения митингов.
справка<br>
«Большие дебаты» начались 15 января и официально завершились 15 марта (если не считать поездок президента, которые пока продолжаются — он не успел посетить все регионы). За два месяца, согласно данным оргкомитета, было организовано больше 10 тысяч собраний, а на сайте «дебатов» оставлено почти полтора миллиона предложений. Кроме того, граждане написали отзывы в «книгах жалоб» в 16 тыс. мэрий.Согласно первым выводам социологов, гораздо активнее в дебатах участвовали жители богатых регионов (а в Париже — жители самых дорогих районов) — то есть, не совсем те люди, чье недовольство хочет «купировать» власть. Кроме того, по данным соцопроса, проведенного неделю назад по заказу BFMTV, 70% полагают, что дебаты не позволят урегулировать кризис с «желтыми жилетами».
В понедельник днем Макрон собрал на совещание премьера, силовых министров, руководителя своего кабинета и генсека Елисейского, чтобы обсудить, какие меры можно принять дополнительно и прямо сейчас (закон пока проходит проверку в Конституционном совете). После совещания премьер Эдуар Филипп вышел к журналистам вместе с главой МВД и министром юстиции и объявил:
- манифестации в кварталах, которые «регулярно страдают» от погромов, будут запрещаться, если власти узнают о предстоящем участии «ультрас» (премьер-министр для примера назвал Елисейские поля и центральные площади в Бордо и Тулузе). В случае, если манифестанты ослушаются, «мы приступим к немедленному разгону любых скоплений людей», — пригрозил глава правительства;
- планируется «ужесточить доктрину поддержания порядка», преобразовать один из отрядов полиции в «подразделение по борьбе с экстремистами» и увеличить технические возможности силовиков;
- сотрудникам правопорядка предоставят «больше самостоятельности» для принятия решений на местах.
- штраф за участие в запрещенных манифестациях вырастет с 38 евро до 135.
Наконец, нашли одного «крайнего» в рядах власти: префект парижской полиции Мишель Дельпюеш будет снят,
его заменит на этом посту нынешний префект Новой Аквитании, который, как считается, успешно подавлял акции «желтых жилетов» в Бордо.
Вина старого префекта состоит в том, что правительственная «стратегия поддержания порядка неправильно выполнялась», и в частности, были отданы «ненадлежащие распоряжения» о том, чтобы сократить применение травматического оружия LBD, сказал премьер.
О необходимости запретить это не очень точное и достаточно опасное средство правозащитники и СМИ говорят уже много лет, а в феврале этого года Европарламент осудил применение LBD, а потом Совет Европы обратился к французским властям с требованием о его запрете.
Но Макрон ответил на призыв резким отказом. «Я думаю, что лучший способ избежать использования» этих средств — это прекращение насилия «со стороны людей, полагающих, что вторая половина субботы создана для того, чтобы бить витрины, громить общественные здания и атаковать сотрудников правопорядка», — отрезал Макрон.
«Желтые жилеты» выступают против применения полицейских спецсредств. Фото: EPA
10 марта тридцать пять офтальмологов подписали открытое письмо к президенту, попросив его ввести мораторий на применение этого оружия, которое привело к «невиданной «эпидемии» тяжелейших глазных травм».
Офтальмологи заявили, что на акциях «желтых жилетов» уже двадцать человек потеряли глаз из-за попадания снаряда LBD. Врачи напомнили и о том, что ранения на акциях получили уже 2200 манифестантов.
Ну а в МВД настаивают на том, что ранены были еще и 1500 сотрудников правопорядка, и в связи с этим министр Кристоф Кастанер заявил, что у него есть «четкое послание» для «ЖЖ»: «Любая агрессия будет преследоваться и наказываться».
Травматическое ружье LBD в руках парижской полиции. Фото: EPA
Так что формально префект полиции Парижа пострадал за «неэффективность» и «попустительство». Но французские СМИ спрашивают, не стал ли префект еще и «жертвой», отданной на «заклание» вместо главы МВД.
Кастанер пока остается на посту, но, по данным источников Le Monde в Елисейском дворце, «президент очень раздражен действиями министра».
Вероятно дело еще и в том, что министр (и давний соратник) подложил Макрону маленькую свинью в виде очередного необязательного скандала. Поздно вечером 9 марта, сразу после прошлой акции «желтых жилетов», министра засняли в переполненном парижском ночном клубе в объятиях молодой женщины. Желтые СМИ также написали, что министр пил много водки.
Но дело даже не в водке, и не в этой женщине (хотя министр женат на другой) — во Франции к таким мелочам относятся снисходительно, а в том, что повод моментально стала использовать пресса и оппозиция. Например,
генсек Соцпартии Оливье Фор съязвил, что министр поддерживает порядок в стране «в перерывах между рюмками».
Кастанер, правда, оправдался. Сказал, что это его личная жизнь, что он был в клубе с полдвенадцатого до двух ночи, но все равно всегда готов обеспечить порядок в стране, так как находится на посту «7 дней в неделю 24 часа в сутки».
На вторник, 19 марта, главу МВД вызвали в Сенат — не по вопросам личной жизни, а для того, чтобы спросить, что уже сделано и будет сделано для поддержания порядка на митингах.
Ну, а министр экономики подведет очередной итог убытков от погромов и предложит меры, чтобы возместить ущерб коммерсантам.
Президент Макрон на встрече с 64 интеллектуалами страны. Фото: EPA
Президент Макрон, обращаясь в понедельник к 64 интеллектуалам, еще раз отметил, что манифестантов становится все меньше, а те, кто продолжают погромы — люди, которые «хотят уничтожить наши институты».
Уже понятно, что с «этими людьми» президент решил быть пожестче. Макрон уверен, что диалог с ними невозможен. Они к нему нечувствительны: ведь мало того, что в декабре президент пошел на материальные уступки «ЖЖ» ценой в 10 млрд евро, так еще и третий месяц проводит утомительный «чёс» по стране, участвуя в многочасовых дебатах.
А погромщики, согласно заявлению премьера Филиппа, «неслучайно снова мобилизовались» — это их ответ на «дебаты, которые снискали такой успех».
В следующий раз «желтые жилеты» должны «мобилизоваться», как всегда, в субботу, 23 марта.
Это будет уже девятнадцатый «субботник» и очередной «знаковый», особенно в Париже: важно, что и как будет твориться под руководством нового префекта полиции на «запрещенных» Елисейских полях.
Представитель Елисейского дворца заявил, что президент, который должен объявить о мерах по итогам «больших дебатов» с «середины апреля до начала лета», «не позволит нескольким сотням погромщиков диктовать ему календарь».
Активисты желтых жилетов уже неоднократно заявляли, что будут продолжать «легитимный протест» как минимум до тех пор, пока не услышат президентские предложения.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»