409 раненых, 157 человек взяты под стражу. Одна женщина погибла. Это сводка МВД Франции к утру воскресенья, 18 ноября, к началу второго дня протестов «желтых жилетов». ЖЖ протестуют, в первую очередь, против повышения цен на топливо, но заодно уж и против общего снижения уровня жизни. Это очередной протест забытой властями провинциальной Франции. Застарелое недовольство небогато живущих людей, подогретое ростом цен на дизель и газ, растет на фоне слов и действий Эмманюэля Макрона, который никак не может избавиться от прилипшего к нему ярлыка «президент богатых».
Первые дни протестов
В воскресенье протестующих было около 40 тысяч — намного меньше, чем накануне. В субботу МВД насчитало 2039 акций протеста, в воскресенье — в районе 150, и самой примечательной стала акция в расположенном под Парижем «Диснейленде».
Но президент и правительство, очевидно, понимают, что аттракцион с «желтыми жилетами» может быть опасным. И в воскресенье вечером премьер-министр вышел в прямой эфир телеканала France 2, чтобы объясниться с народом.
Накануне, как сообщило МВД, в акциях по всей стране приняли участие («на пике посещаемости») 287 тысяч человек. Это пока не так много, как ждали организаторы (предполагали миллион), но раненых уже предостаточно: к тому же, 14 из 409 получили «тяжелые ранения». На некоторых акциях полицейских и жандармов забрасывали «коктейлями Молотова» и камнями, в Труа разбили стекла в префектуре полиции.
Многие ранения и травмы вызваны тем, что не участвующие в протестах автомобилисты пытались прорвать оцепление «желтых жилетов». Раздражение — и властей, и «политически пассивных» граждан — вызывает и тот факт, что о большинстве акций организаторы не предупредили. Хотя глава МВД Кристоф Кастанер и угрожал заранее, что на организаторов ляжет «вся тяжесть ответственности» в случае инцидентов во время акций, о которых власти не были предупреждены в законный срок (т.е. минимум за 72 часа).
В четверг местные префектуры напомнили, что в случае нарушения этого правила, организаторам может грозить до 6 месяцев тюрьмы и до 7500 евро штрафа. Кроме того, до 4500 евро штрафа и до двух лет тюрьмы полагается за «воспрепятствование движению».
Но угрозы не очень-то подействовали. И утром в субботу это привело к первой трагедии: в городке Ле-Пон-де-Бовуазен (Савойя) погибла 63-летняя Шанталь М.
Ее случайно сбила 43-летняя женщина, которая «в панике» («желтые жилеты» не давали ей проехать, и стучали по машине) перепутала педали тормоза и газа. Шанталь М., которая никогда до этого не участвовала в акциях протеста, умерла вскоре после приезда «скорой». 43-летнюю женщину, которая в это утро везла свою дочь в больницу, отправили в кризисный центр — «в состоянии шока». На следующий день она стала обвиняемой по статье «убийство по неосторожности».
Об акции протеста в Ле-Пон-де-Бовуазен уведомления не поступило, а потому на месте не было ни одного полицейского и жандарма, которые могли бы обеспечить безопасность. По крайней мере, это версия местного префекта.
Тем не менее, дочь погибшей уже заявила, что намерена «подать в суд на правительство», так как «именно оно виновно» в том, что люди вышли на улицы.
Перекрытие проезжей части протестующими в желтых жилетах. Фото: EPA
«Юпитер Макрон, спустись с небес»
Но главным объектом «народного гнева» в эти дни стал лично президент Франции.
Во-первых, потому что в единоличной системе управления, которую он пока выстраивал (за что и получил прозвище Юпитера), нет других громоотводов. Во-вторых, потому что
президент уже не раз допускал высокомерные высказывания в адрес «неудачников», которые не могут нормально зарабатывать.
И хотя в последние месяцы Макрон сменил тон (сравните фразу «Мои мысли слишком глубоки для вопросов журналистов» (июль 2017) и фразу «Помогите мне… Я нуждаюсь в вас: журналисты, граждане, народные избранники» (октябрь 2018), но все впустую. Не помог и анонс, сделанный дней за десять до протестов, о том, что малоимущие получат финансовую помощь для частичной компенсации роста цен на топливо.
В субботу и воскресенье над толпами людей в желтых флуоресцентных жилетах чаще всего поднимался рифмованный крик Macrondémission! («Макрон, в отставку!»).
У Елисейского дворца, к которому в субботу днем толпа подошла на расстояние ста метров, звучала еще и рифма «Jupiter,redescendssurterre,c’estlamisère» («Юпитер, спустись на землю, здесь нищета»).
Юпитер пока отправил к народу премьер-министра с телепосланием.
Сам Макрон только что провел утомительный недельный тур по заброшенным коммунам севера и северо-востока, совместив «мемориальные мероприятия» к 100-летию Первой мировой с пиар-акцией по донесению президентского слова до самых глухих уголков страны. Но акция, судя по всему, не скрасила имидж «президента богатых»: в воскресенье был опубликован очередной соцопрос, показавший, что рейтинг Макрона, находящийся в постоянном падении с момента «дела Беналлы» (президентского охранника), упал еще на 4 пункта, до 25%.
И хотя пока у власти нет видимых оснований для того, чтобы преувеличивать серьезность угрозы, исходящей от «желтых жилетов»
(287 тысяч — это не так много в масштабах 67-миллионной страны, в которой митинг и забастовка — национальный спорт),
но на прошлой неделе Макрон признался, что «остерегается движений, в которых все так перемешано».
Кто в «желтых жилетах» и что им нужно
Активисты движения пока подчеркивают, что среди них нет лидеров. Но все-таки принято считать, что катализатором протеста стала адресованная (еще летом) министерству экологии петиция за «понижение цен на бензин и дизель». Ее составила 32-летняя жительница парижского пригорода, «малая предпринимательница» Присцилия Людоски.
<strong>Справка</strong>
Почему так растут цены на топливо
Повышение цен на бензин, и особенно на дизель (на 24% с начала года) связано не только с ростом барреля, но и с постоянным увеличением налогов и сборов, которые сейчас составляют примерно 60% от стоимости литра топлива. Цель — снижение выбросов в атмосферу и «стимулирование граждан» к тому, чтобы они «пересаживались» на гибридные и электромобили. Эти меры предпринимаются во Франции с 2015 года, когда было подписано знаменитое Парижское соглашение по климату, но они стали особенно ощутимо бить по карману многих автомобилистов уже в период правления Макрона. Дизель сейчас стоит в районе 1,5 евро и на многих заправках уже сравнялся по цене с бензином. При этом большинство французов, особенно в провинции, все еще ездят на машинах с дизельными двигателями.
Макрон невольно взял на себя большую часть пиар-ответственности за происходящее, став самым высокопоставленным пропагандистом «зеленого будущего» Земли и придумав в ответ на выход Трампа из Парижского соглашения, лозунг «Make our planet great again!». Отношение «простых работяг» к «зеленым инициативам» лучше всего характеризует растиражированный во французских СМИ твит пользователя, называющего себя «либеральным хирургом консервативного толка»: Этот #ЖелтыйЖилет станет «красным колпаком»* сельских и провинциальных автомобилистов, заложников налогового рэкета с псевдо-экологическим акцентом». #ДосталиНалоги
Ce #GiletJaune sera le bonnet rouge des automobilistes ruraux et provinciaux, otages de ce racket fiscal aux accents pseudo-écologiques... #RasLeBolFiscal 😡 pic.twitter.com/XkPENBRrlt
— Binbin ن 🐝#Faire (@binbin59300) October 26, 2018
* В 2013 году, когда Олланд решил ввести «эконалог» на грузовики, в Бретани поднялось массовое протестное движение т.н. «красных колпаков», которым удалось добиться отмены налога для своего региона.
К вечеру воскресенья под петицией о снижении цен подписались уже более 900 тысяч человек и она вошла в десятку самых массовых за всю историю французской страницы Change.org.
Помимо госпожи Людоски, среди главных «моторов» движения называют 33-летнего водителя Эрика Друэ, тоже живущего в парижском пригороде.
Друэ, вероятно, был первым из тех, кто с группой товарищей через фейсбук призвал провести общенациональную акцию «желтых жилетов» 17 ноября.
Почему желтые жилеты? Потому что это обязательный атрибут каждого французского водителя — на случай аварии или поломки авто. (В 2008-м, когда жилеты стали обязательными, их рекламировал Карл Лагерфельд).
В фейсбуке возникло больше сотни страничек, посвященных акции, а размещенную там же песенку юмориста Антони Жубера со сказочным названием «Если бы у меня было дизтопливо за 1 евро» послушало более миллиона человек.
Газета Le Parisien посчитала, что «средняя французская семья», у которой есть один автомобиль, в этом году стала платить за топливо на 250-350 евро больше (за целый год). Это сумма, которую у французов принято считать заметной, даже если в пересчете на месяц получается «пустяк».
Добавьте к этому пустяку годовой рост цены на мазут, которым отапливаются почти 4 миллиона домов во Франции — с 60 сантимов за литр до 1 евро с лишним. Добавьте рост цен на газ. Добавьте рост социальных сборов с пенсий и отмену некоторых социальных пособий. Добавьте, наконец, чрезвычайно непопулярную в провинции меру по снижению максимально допустимой скорости на второстепенных дорогах с 90 до 80 км/ч.
Добавьте «оптимизацию», которой вот уже пару десятков лет подвергается малонаселенная провинция (хотя конечно не в тех масштабах, как в России, но кто же сравнивает) — с закрытием почтовых отделений, школ, местных ж/д линий… Добавьте сюда безработицу, которая пока, несмотря на все реформы Макрона, не хочет снижаться. Наконец, добавьте сюда тот факт, что многим людям в провинции приходится ездить на работу на машине.
И недавняя фраза Макрона о том, что работу во Франции найти легко — «достаточно лишь перейти улицу» — наверняка вызвала у многих дополнительный прилив любви к президенту в частности и к «привилегированному классу» в целом. Об интересах этого класса Макрон и заботился в первую очередь в дебюте своего правления, полагая, что богатые «подтянут» за собой уровень жизни бедных. Но пока этого не произошло.
К протестующим сейчас пытаются присоединиться все оппозиционные силы — от ультраправой Ле Пен до ультралевого Меланшона, но «желтые жилеты» пока публично открещиваются от любой «политики» и ждут конкретных мер по «улучшению жизни».
При нынешнем уровне мобилизации протестующие вряд ли добьются многого, но самые оптимистичные среди них говорят о «новом мае-1968», который приведет к коренному переустройству общества.
Такие же разговоры велись весной 2016-го, когда в стране началось движение «Ночь на ногах». Но через пару месяцев «ноги устали» и люди разошлись. На вопрос, что будет в этот раз, вам не ответит даже президент Франции.
На сайте «желтых жилетов» Blocage17novembre.com пока стоит призыв «держаться еще неделю».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»