Репортажи · Общество

«Давайте купим рояль!»

День четвертый — об экономической составляющей, белом вине и роли бухгалтера Масляевой

Марина Токарева , обозреватель
В суде отсутствует представитель истца — никого от Министерства культуры. Похоже, нет желающих добровольно вставать к позорному столбу, которым в глазах всего театрального цеха оборачиваются попытки любой ценой «утопить» Софью Апфельбаум.
Кирилл Серебренников. Фото: Влад Докшин / «Новая»
Четвертый день продолжается допрос Кирилла Серебренникова.
Его расспрашивают об экономической составляющей проекта. Видимо, поэтому самая распространенная фраза в его ответах: «Не знаю!» Прокурор стихает почти сразу. Допрос ведет судья Ирина Аккуратова.
— У кого хранились печати АНО?
— В бухгалтерии.
— Сколько их было?
— Я не знаю!
— У вас было право подписи на документах АНО?
— Нет. Я подписывал только то, что для Министерства культуры, там нужна была моя подпись.
— Что вы могли покупать? Вы выясняли в Минкульте, можно ли вам это покупать?
— Я не знаю! Моя работа: нам нужны такие декорации, такие артисты, такой перевод. Линейные продюсеры составляли смету, передавали в бухгалтерию, там все оплачивали.
Неожиданно выкатили из кустов рояль. Судья трижды пожелала узнать, кто решил его купить для театра:
— Приобрести рояль вы поручили?
— Алексей Аркадьевич рассказал мне о необходимости рояля. Это большая вещь, которая должна стоять на «Платформе». Должна быть в театре.
— Вы поручили приобрести рояль?
— Да, я сказал: ура, давайте купим рояль! Это было, кажется, во время репетиции. Алексей Аркадьевич пришел с прекрасной идеей рояля, иначе мы замучимся брать его в аренду, возить туда-сюда.
— Кто мог принять решение о приобретении?
— Я не знаю, ваша честь! Мое согласие и радость по поводу приобретения рояля были точно! Он сейчас стоит, он передан на баланс, к нему приходили приставы.
И центральное:
— Можете ли вы назвать сумму затрат на каждое мероприятие?
— Ой, нет, не могу! Могу описать каждое мероприятие.
— А сумму не можете?
— Нет, не могу.
— Следили вы за правильностью расходования денежных средств? — Нет. Я художественный руководитель и ничего не понимаю в бухгалтерии.
— У вас было ИП?
— И есть. Оно для гонораров из других театров.
— Известно ли вам про корпоративную карту в АНО «Седьмая студия»?
— Узнал только из материалов дела, что она была и что по ней можно было снимать деньги.
— И вам не говорили?
— Я не отвечаю за экономику. Я целиком на театре сосредоточен.
— Что такое «Цех Белого»?
— Это цех, где делалось белое вино. Его стены покрасили в белый цвет, и там шли спектакли, это самое большое помещение на «Винзаводе».
Адвокат Харитонов просит огласить расписки из разных томов дела. Из них ясно: Кирилл Серебренников передавал личные средства на нужды «Седьмой студии». Суммы разные. От шести до двадцати тысяч долларов.
На этом допрос Серебренникова закончен.
Если кто-то на стороне обвинения надеялся в ходе многочасовых показаний режиссера обнаружить его злонамеренность, выявить тайную злокозненность и предъявить их городу и миру, можно резюмировать провал намерений.
Ничего обличающего на суде не прозвучало.
Алексей Малобродский. Фото: Влад Докшин / «Новая»
Место за свидетельской кафедрой занимает Алексей Малобродский. Самым главным в его показаниях, намеренно неспешных и скрупулезно подробных — о становлении проекта, своей роли в нем, характере отношений с разными его участниками, — стало обнаружение следственного подлога.
Адвокат Карпинская:
— Вы когда-либо подписывали договоры с ИП «Синельников»?
— Нет.
Судья:
— Вот договор от имени «Седьмой студии»: с одной стороны подпись «Малобродский» с другой — «ИП «Синельников».
Карпинская: «Вы подписывали такой договор, подпись это ваша?»
Малобродский: «Я никогда в жизни не подписывал этого договора, и подпись это не моя. Я его видел, ваша честь, прежде, когда знакомился с материалами дела, и обратил внимание на эту подпись фиктивную. Там дата 1 сентября 2011 года. Как я показывал на предварительном следствии и на очной ставке с Синельниковым, в это время я вообще не знал о его существовании.
Мой адвокат ходатайствовал о проведении почерковедческой экспертизы. В этом следователем Лавровым нам было отказано. А теперь мы видим, что этот договор вшит в 59-й том дела.
Тут формулируется важный вывод дня: нумерация в деле, которым располагает защита, не та же самая, что в деле, которым располагает судья.
Малобродского просят рассказать о знакомстве с Ниной Леонидовной Масляевой в середине лета 2011 года. И скоро Алексей Аркадьевич доходит до характеристики ключевого персонажа обвинения. «Свои задачи Нина Леонидовна выполняла недобросовестно, срывала сроки. У меня было ощущение, что она не тот человек, который необходим проекту, недостаточно работоспособна, медлительна, она не отвечала на вопросы, которые ей задавали. Я не считал нужным скрывать претензии. Она не интересовалась подробностями нашей жизни, ей было наплевать. Зарплата Масляевой была самая высокая в организации — 150 тысяч рублей. Мне казалось, это несправедливо, но я не делал это предметом обсуждения».
Карпинская просит приобщить к делу письмо Малобродского о зарплате и ответ Серебренникова. Просит потому, что из этой эпистолярии ясно: денег обоим платят не избыточно. «Дорогой Леша! Могу лишь дать вам взаймы из собственных денег. Вам логичнее просить деньги не у нас, а у работодателя».
Малобродского спрашивают: «Вы получали одновременно деньги в «Гоголь-Центре» и на «Платформе»?»
— Нет, не получал.
В непроветриваемом зале застывает тяжелый дух правосудия. Условия, в которых идет процесс, почти пыточные. Через два часа работы осоловели все, включая судью. Может, для того здесь и не предусмотрена вентиляция, чтобы участникам было тяжело не только дышать, но и думать. Допрос Малобродского продолжается.