Репортажи · Общество

Поезд до станции Фемидовка

В Мещанском суде начался процесс по «театральному делу» — один из самых громких в современной России

Этот материал вышел в № 124 от 9 ноября 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 124 от 9 ноября 2018

16:18, 7 ноября 2018Марина Токарева, обозреватель

6855

16:18, 7 ноября 2018Марина Токарева, обозреватель

6855

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Процесс по делу Софьи Апфельбаум, Юрия Итина, Алексея Малобродского и Кирилла Серебренникова начался сегодня в Мещанском суде. Условия, в которых он проходит, в буквальном и переносном смысле безвоздушные. В наглухо закрытом зале нечем дышать. Приставы, журналисты, «болельщики», обвиняемые, адвокаты и даже прокуроры к концу первого заседания, к трем часам дня, как жаловались в народе, набившем до отказа коридор четвертого этажа, вконец упрели. И это не смешно. Тяжелая духота в сочетании с чемпионски тихим голосом судьи Ирины Аккуратовой лишала сил тех, кто пришел поддерживать и защищать истину в этом давно не юридическом, скорее, историческом событии наших дней.

Уже в девять утра гражданское общество встало в длинную очередь на входе в суд. Среди бесчисленных лиц — Ксения Раппопорт, Людмила Улицкая, Зоя Светова, Алексей Бартошевич, Алексей Бородин, Анатолий Белый, Александр Маноцков.

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

…Один из самых непристойных моментов процесса — стрекот фотокамер в начале: в этой разрешенной судебной съемке есть нечто от пира стервятников. Подсудимые сидят к залу спиной: но даже по плечам видно, как им неловко. Больше всего бесцеремонных объективов целится в Серебренникова. Впрочем, на спине черной майки Серебренникова крупно написано ЖГИ.

Прокурор приступает к чтению обвинения. Читает почти два часа. Начинает громко и ясно, но уже через час его голос садится, еще через пятнадцать минут падает почти до шепота. Львиная доля обвинений — список банковских транзакций. Главное в нем — знак равенства между обналичиванием денег и их хищением. А также — из абзаца в абзац повторяющиеся формулировки: «корыстный умысел, направленный на личное обогащение, путем обмана и злоупотребления», «приняли решение создать сплоченную организованную группу», и — несомненно, под влиянием театрального контекста — «распределили между собой преступные роли в целях личного обогащения».

Главная логика обвинения проста: завышали стоимость мероприятий, давая «заведомо неверные сведения», а освободившиеся средства делили между собой.

То и дело всплывают фамилии людей, «не осведомленных о преступном характере происходящего», — ощущение, что преступную группу окружала компания младенцев, в числе которых, например, работники Министерства культуры Шалашов и Махмутова, которая невинно «выполняла указания Апфельбаум».

В преступной группе вообще только и делали, что выполняли указания Серебренникова на сумму от 300 тысяч до 10 миллионов. Главный бухгалтер Нина Масляева, чье дело за помощь следствию выделено в отдельное производство, в этом перечислении занимает обочинное место. На первом плане — все остальные.

Софья Апфельбаум, уверено следствие, была занята исключительно тем, что создавала «преимущественные условия для АНО «Седьмая студия», «своими действиями вводила в заблуждение должностных лиц», совершала умышленные и целенаправленные действия.

Чехарда цифр, фамилий, бесконечный список операций по перечислению и обналичке: переводы, договоры, номера. Гринфилдбанк, Банк Москвы, Ланта-Банк. Состояние большинства присутствующих уже полностью характеризует фраза из любимого произведения: «д'Артаньян чувствовал, что тупеет»…

Наконец в монотонном бормотании прокурора возникают финальные интонации: похищено, по мнению обвинения, 133 миллиона.

Но список злодеяний с огромным количеством цифр не выглядит убедительно. В нем нет базы — стоимости всего того, что было создано на «Платформе». Нет ключевого — разницы стоимости реально созданного и якобы уведенного из кармана государства. Нет цифр стоимости проектов, объема заработной платы, гонораров. Нет доказательств завышения стоимости, то есть мошенничества. Наконец, не материализована претензия истца, Министерства культуры: чего именно ему не хватило в проекте, до поры считавшемся любимым детищем.

И Софья Апфельбаум на вопрос судьи, понятна ли ей суть обвинений, отвечает звонко и твердо:

— Нет, не понятна!

— Вам непонятно, в чем вас обвиняют?

— Мне непонятно, кого и когда я обманула, с кем вступила в сговор. Виновной себя не считаю, никаких средств не похищала. Решение о поддержке проекта принималось не мной.

Решение о размерах субсидии принималось не мной, все, что я делала, я делала в рамках должностных инструкций, техническое задание соответствовало конкурсной документации. Шалашов, мой начальник, специалист и практик, ввести его в заблуждение невозможно. Проверкой документов занимались в отделе театрального искусства. Я действовала так же, как те, кто работал до меня и после меня.

Так же реагируют все участники процесса. Не принимают обвинений и отрицают свою вину.

Тут происходит не всем видимый, но очевидный поворот в процессуальном сюжете. Обвиняемые вызываются давать показания вначале, до исследования материалов следствия.

Первым встает Серебренников. Допрос начинает защита. Адвокат Дмитрий Харитонов подробнейшим образом выясняет все о проекте «Платформа»: суть идеи и история ее воплощения, возникновение АНО «Седьмая студия», распределение функций. Из ответов выясняется: чтобы сдвинуть проект и «не терять сезон», Серебренников и Итин, художественный руководитель и директор, внесли для начала по полтора миллиона собственных денег. Первые бюджетные средства поступили в марте следующего года.

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

— Мы должны были начать программу без денег Минкульта. Надо было с нуля образовать театр, который выпускал бы по 10 премьер в месяц.

Деньги министерства все время опаздывали, и мы искали способ выпустить спектакли. У нас был только пустой цех, нужно было сделать свет, костюмерные, зрительский амфитеатр и все прочее.

На щеке обвинителя, как в кино, ходят желваки.

— …Никогда и никаких указаний Масляевой я не давал. Я вообще не контролировал ее деятельность.

С Софьей Михайловной Апфельбаум мы познакомились на первом совещании в министерстве по проекту. Потом она часто приходила на наши мероприятия.

— Был постоянный состав артистов?

— Да, конечно! Они играли, репетировали, работали в других мероприятиях.

— Назовите фамилии…

Перечислить всех Серебренников не успел.

Судья «сломалась» на первой трети его показаний. На списке артистов, которые были «постоянным составом» проекта «Платформа». В этот момент с судейского места раздался невнятный шелест, и по залу прокатился шорох недоумения пополам с облегчением. Заседание перенесли на завтрашнее (8 ноября) утро.

P.S.

P.S. Это дело уже сильно изменило атмосферу культурной России. И будет менять дальше. Адвокаты прогнозируют сроки в полгода. Кто спрогнозирует характер общественных перемен?

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#апфельбаум #малобродский #серебренников #театральное дело #суды

важно

6 часов назад

Российские фигуристы Синицина и Кацалапов стали чемпионами мира в танцах на льду

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496837

2.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

186803

3.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183604

4.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166604

5.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

145069

6.
Новости

«Я кричал от боли»: похищенные чеченские юноши подали заявление в СК по факту пыток со стороны силовиков в 2020–2021 годах

87615

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera