Люк Хардинг , журналист The Guardian, специалист по России
Когда через пять недель комы, вызванной последствиями тяжелейшего отравления боевым веществом «Новичок», Скрипаль очнулся, он столкнулся с «серьезными психологическими проблемами». Не в последнюю очередь из-за того, что сначала отказывался признать себя жертвой «заговора» Кремля.
Пока между Лондоном и Москвой разворачивалась информационная война, Скрипаль шел на поправку и иногда сидел в саду возле главного корпуса больницы Солсбери. Вопреки всем прогнозам, докторам удалось спасти его жизнь и жизнь его дочери с помощью «инновационной терапии».
Книга Урбана The Skripal Files вышла на этой неделе. В ней Урбан вспоминает несколько встреч со Скрипалем летом 2017 года, когда российский шпион спокойно жил в доме, купленном службой MИ-6 в Солсбери.
По словам Урбана, Скрипаль тогда не разрешил прямо себя цитировать, объяснив это так: «Понимаете, мы боимся Путина». Он не верил, что лично сам находится в опасности, но хотел избежать публичных заявлений, чтобы его дочь Юлия Скрипаль и сын Саша могли свободно приезжать к нему из Москвы.
Урбан обнаружил, что большую часть дня Скрипаль смотрит Первый канал российского телевидения, прокремлевский государственный телеканал.
Он поддерживал «линию Кремля по многим вопросам, — пишет журналист, — даже сидя в доме, купленном МИ-6», особенно по поводу напряженных отношений Москвы с Украиной.
Скрипаль, бывший десантник, поддержал аннексию Крыма Путиным в 2014 году и пренебрежительно отозвался об украинцах, поскольку «они просто овцы, которым нужен хороший пастух». Скрипаль также отказался верить, что российские войска тайно вошли в восточную Украину, сказав, что если бы они это сделали, то быстро бы дошли до Киева.
Книга не отвечает на главный вопрос: почему ГРУ, организация, в которой раньше служил Скрипаль, пыталась убить его незадолго до президентских выборов в России. Два его предполагаемых убийцы — полковник Чепига и человек под псевдонимом «Александр Петров» — являются кадровыми сотрудниками разведки, считает сегодня британское правительство.
Урбан подтверждает сообщения о том, что Скрипаль передавал информацию западным разведслужбам после обмена его в 2010-м году на других пойманных агентов и переезда в Великобританию. В 2011-м году он ездил в США, в 2012-м — в Чехию и Эстонию. Прошлым летом он провел неделю в Швейцарии, где передавал информацию швейцарской разведке, пишет Урбан.
Но все эти визиты так и не объясняют, зачем Москве пытаться убить его с помощью «Новичка», советского нервнопаралитического вещества.
Скрипаль считал, что его родственники умерли по естественным причинам: жена Людмила в 2012-м скончалась от рака, а сын Саша — в прошлом году от печеночной недостаточности.
Вот несколько новых подробностей о карьере Скрипаля в качестве британского агента. Летом 1996 года неназванный сотрудник МИ-6 завербовал Скрипаля. В это время Скрипаль работал в российском представительстве в Мадриде. До этого он служил на Мальте и был членом группы испанских резидентов ГРУ.
В обмен на 3000 долларов (2300 фунтов стерлингов) Скрипаль передал данные о ГРУ и структуре командования в организации. Сотрудничество продолжилось и после его отзыва в Москву. Личных встреч с британскими шпионами не было, но Скрипаль записывал конфиденциальную информацию невидимыми чернилами в книге.
Его жена Людмила ездила в Испанию и передала книгу куратору Скрипаля из МИ-6. Сотрудник сделал Скрипалю подарок — макет английского коттеджа, который позже попал на полку дома Скрипаля в Солсбери. Скрипаль был раскрыт двойным внутренним агентом испанской разведки, пишет Урбан, и в 2004 году арестован.
Настоящее местонахождение Скрипаля неизвестно. Юлия Скрипаль упоминала, что намерена когда-нибудь вернуться в Россию, но, по всей видимости, пока этого не сделала.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»