Колонка · Политика

Нас не представили

Власти здорово упростили задачу избирателям, предложив безальтернативные выборы

Кирилл Мартынов , редактор отдела политики
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Еще месяц назад на улицах столицы стали появляться первые щиты Мосгоризбиркома, сообщающие о том, что 9 сентября в городе пройдут выборы мэра. Агитация за явку началась чуть ли не раньше, чем во время президентской кампании. Причина ранних приготовлений понятна: реальный предвыборный период будет очень коротким из-за летних отпусков. Москвичи вернутся к привычному образу жизни на последней неделе августа, так что определяться со своими политическими взглядами придется молниеносно. Впрочем, власти здорово упростили задачу избирателям, предложив безальтернативные выборы.
Официально зарегистрированными кандидатами в московской кампании 2018 года стали помимо действующего мэра и самовыдвиженца Сергея Собянина представители трех «системных партий»: Вадим Кумин от КПРФ, Михаил Дегтярев от ЛДПР и Илья Свиридов от «Справедливой России». Из этого списка только кампания Кумина могла бы в теории иметь какой-то политический смысл, в том случае, если КПРФ решилась бы всерьез разыгрывать карту пенсионной реформы. Однако «системные оппозиционеры», придуманные в эпоху службы в администрации президента Владислава Суркова, отличаются понятливостью и отсутствием чрезмерных амбиций.
Так что самое интересное, что случилось на старте официальной кампании, связано пока с отзывом регистрации бизнесмена Михаила Балакина, который прошел было муниципальный фильтр, но затем три подписи были аннулированы. Балакин, основатель разорившейся строительной компании, называет себя «лужковским кандидатом» и активно рекламируется в медиа, подконтрольных властям. Популярная гипотеза гласит, что кандидата Балакина могут восстановить по суду и устроить из этого шоу в виде «борьбы старой и новой Москвы».
Беспокоиться о повышении явки начали еще весной, когда в мэрии предложили разрешить голосовать дачникам — по месту постоянного расположения огородов. Вообще говоря, всем известен естественный способ повышения интереса к выборам — это допуск на них реальных кандидатов и отказ от всевозможных фильтров. Напомним, по нынешним правилам зарегистрированный кандидат должен собрать подписи в 110 районах столицы из 125, что означает, что единственным политиком, у которого нет никаких проблем с фильтром, является действующий мэр, — все остальные вынуждены идти на поклон к другим партиям.
В отличие от 2013 года власти решили этим естественным путем не идти, и несистемных (неподконтрольных) политиков, в первую очередь Дмитрия Гудкова и Илью Яшина, в кампанию не пускать. Последние выборы мэра Москвы проходили на еще свежем фоне массовых протестов предыдущей политической эпохи. Тогда власти могли наглядно убедиться в том, какую проблему представляют собой граждане, чьи политические интересы в официальной политике никем не представлены. Сейчас эта проблема признана несущественной: предполагается, что значительная часть горожан как-нибудь перетерпит без собственного кандидата. И это при том, что после прошлогодних муниципальных выборов в 7 районах Москвы нет ни одного депутата от «Единой России», в 25 районах партия власти находится в оппозиции, а еще в 5 советах депутатов мандаты разделены поровну между «Единой Россией» и «Яблоком».
Безальтернативные выборы станут точкой роста напряженности в столице, это очевидный политический просчет властей.