У фильма Кирилла Серебренникова были вроде бы все шансы заинтересовать аудиторию: Цой, раскрепощенная режиссура, роскошная съемка Владислава Опельянца, специальный приз журналистского жюри на Каннском фестивале за саундтрек. К тому же фильм открывал «Кинотавр». У картины невиданное число положительных рецензий, хороший «сарафан».
Кадр из фильма «Лето». Kinopoisk.ru
И все же «Лето» с бюджетом 150 млн рублей ($2,5 млн) за второй уик-энд собрало в 479 кинозалах всего 13 млн рублей ($0,2 млн) и лишь 61 млн рублей ($1 млн) за 11 дней показов — меньше 200 тысяч зрителей. Эксперты прогнозируют итоговую кассу в российских кинотеатрах немногим больше 75 млн рублей ($1,2 млн).
В кинотеатрах, где показывают художественные, арт-фильмы (вроде «Пионера», «Пяти звезд», «Англетера»), «Лето» идет при полных залах. Чего не скажешь о мультиплексах. После падения сборов в 50% кинотеатры, скорее всего, просто снимут фильм с показа. Хотя прокатчики надеются, что длинный прокат отчасти компенсирует потери.
Надо сказать, что бокс-офис картины о любви и авангардном роке 80-х соответствует сборам черно-белого арт-кино. Лучшие российские картины года «Аритмия», «Нелюбовь», «Довлатов» также зарабатывали примерно от 80 до 100 млн рублей. И у «Аритмии», завоевавшей главный приз «Кинотавра», на второй неделе проката были схожие по цифрам сборы. Но казалось, что наше музыкальное «Ла-ла-лето» привлечет более широкую аудиторию. Тем более что прокатом занималась мощная компания Sony Pictures Releasing Russia. Да и «Кинопоиск» обещал, что «Лето» просто обязано стать громкой премьерой.
Кадр из фильма «Лето». Kinopoisk.ru
Среди причин относительно невысоких показателей называют отсутствие у фильма ТВ-рекламы. Весь бюджет продвижения практически ушел на онлайн и радио. Выход «Довлатова», среди продюсеров которого значился Константин Эрнст, сопровождался серьезной поддержкой Первого канала. В случае с «Летом» телеканалы, напротив, язвительно отозвались на участие фильма арестованного режиссера с сомнительными героями в Каннском смотре.
Кажется, в минус сработали и наружные афиши и постеры фильма, решенные в рокерском стиле. Наш зритель все же любит романтику, которая, безусловно, рассеяна в воздухе картины, но не на афишах.
Кадр из фильма «Лето». Kinopoisk.ru
Среди причин «недоверия» широкого зрителя к фильму называют и «негативный сарафан»: предварительную отрицательную оценку Борис Гребенщиков высказал еще до премьеры фильма; в Сети распространялась фейк-информация, что Цой и Майк Науменко в кино — геи. Автор сценария фильма Михаил Идов считает ложь о фильме «Лето», гуляющую в Сети, вбросом, «направленным напрямую против Кирилла Серебренникова». И это очень может быть так.
Режиссер Дмитрий Месхиев, только что снявший довольно слабый фильм с сильным телевизионным привкусом «Два билета домой», назвал «Лето» «глянцем и дикой неправдой, не имеющей никакого отношения ни к событиям того времени, ни к людям, про которых рассказывается в этом лживом и спекулятивном кино».
Музыкальный критик Артемий Троицкий (его герой есть в фильме) заметил, что водораздел в отношении к «Лету» пролегает по границе Москвы и Питера: «Питерские ненавидят фильм».
Кроме всего прочего, главным событием лета 2018-го стал чемпионат мира по футболу, когда тут ходить в кино. Студенты, которые также могли бы составить потенциальную аудиторию фильма, сдают экзамены. Правда, ради объективности заметим, что вышедший в то же время мультфильм «Суперсемейка-2» делает рекордные сборы. Так в чем причины прокатного неуспеха качественного кино?
Олег Березин
Социолог, директор компании «Нева-фильм»
— Нельзя сравнивать «Лето», кино про питерский андеграунд, с «Суперсемейкой». Подобные опусы мы называем не детским кино, а сверхфильмами. Начались каникулы, нужны сеансы с картинами, на которые пойдут семьями: мама, папа, ребенок и их друзья. «Лето» — настроенческое, нишевое кино для взрослых. 3D-мультфильм — универсальное, обращенное к самой широкой аудитории зрелище.
У «Лета» мало рекламы. Зато успешно работает антиреклама. Стоит ли удивляться, что у 85% аудитории, особенно консолидированной в регионах, отношение к этой «сомнительной истории» настороженное. Режиссер под домашним арестом, вдруг кто-то возьмет на заметку: «Ты ходил на это кино? Зачем?» И через год нехорошая информация всплывет, как всплывало увлечение «вредным самиздатом» в былые времена.
«Война Анны»
Кадр из фильма «Война Анны». Kinopoisk.ru
Пока зритель решает, смотреть или не смотреть «Лето», под угрозой судьба еще одного художественного фильма — «Война Анны» Алексея Федорченко.После того как лучший фильм конкурсной программы «Кинотавра» не получил приза жюри, один из его продюсеров, Андрей Савельев, сильно обидевшись, заявил, что скорей всего вообще не выпустит фильм в прокат. Реакция, возможно, не очень адекватная, но награда «Кинотавра» действительно могла бы поддержать сложный арт-проект.
— До решения жюри какие-то прокатчики интересовались картиной, но потом пропали, чем и было вызвано эмоциональное заявление Андрея Савельева. Сейчас придумываем альтернативные способы показа. Не будем выходить стандартным для арт-хауса числом в 100 копий, когда на следующей неделе их число падает до 50, и фильм буквально засыхает на малых цифрах. Попытаемся прокатывать «Войну Анны» как культурное событие с помощью прежде всего нишевых компаний. Сейчас придумываем схему показов по-настоящему художественной картины Алексея Федорченко. Нам кажется, что фильм «Война Анны» не только важный по теме, у него есть эмоциональный потенциал, а значит, перспектива соединения со зрителем. У нас есть опыт проката «Довлатова», правда, там с нами был Первый канал. Обнадеживает, что и сейчас Первый канал проявил интерес к фильму.
Олег Березин
Социолог, директор компании «Нева-фильм»:
— «Войну Анны» обязательно надо выпускать на киноэкраны. Умный зритель выскажет свое мнение. Но выпуск подобной картины — кропотливая работа с аудиторией. Вспомните, как в семидесятые проходили встречи с актерами, режиссерами, в СМИ шли обсуждения сложных проблем, затронутых фильмом. Надо создать у зрителя ощущение сопричастности, сопереживания. В каждом городе следует находить свою аудиторию. Это же не кино для мультиплексов. В стране есть примерно 200 кинотеатров, работающих с арт-контентом. У подобных фильмов должен быть «длинный прокат».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»