Репортажи · Общество

Диагноз: футбольная лихорадка

Как мы с врачами в театре оперу слушали, и при чем тут Чемпионат мира

Фото: Алла Гераскина / «Новая газета»
— Вас приветствует психиатрическая клиническая больница номер пять, — провозгласил со сцены ведущий, как только я ступила в переполненный атриум Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. — Текут года, халат переродился, их в медицине множество цветов…, — торжественно декламировал он. Под стихи от сотрудников психиатрической по подиуму ходила красивая девушка в белом халате. — Вашему вниманию предлагается модель «Всесезонная 2018». На модели ажурный воротник из таблеточных блистеров.
Городская поликлиника № 201, Госпиталь ветеранов войн № 1, Городская клиническая больница имени Вересаева, Детский бронхо-легочный санаторий № 23… В конкурсном показе мод, посвященном II Московскому фестивалю «Медицина как искусство» пятничным вечером участвовали почти все крупные учреждения здравоохранения столицы. Доктор-супергерой: «Посмотрите-ка, что за очки! От флюорографии вам не уйти» и сестры милосердия: «Я сниму вам ЭКГшку и исследую мочу, для подъема настроенья я немного пошучу».
Фото: Алла Гераскина / «Новая газета»
Платья из резиновых перчаток и костюм робота, медсестра-осьминожка и «представитель рода Медсия Старков, прямиком из 52 королевства на северо-западе Москвы».
— Ох, как мы наш костюм разрабатывали — и до, и во время, и после работы, весь коллектив подключился, — рассказывала мне главная сестра Детской городской поликлиники № 148 Елена, прижимая к себе диплом участника конкурса. — Знаете, как завораживает!
— И ночью разрабатывали… — буркнул рядом муж модели от поликлиники — администратора Светланы — и бросился прикреплять к жене аккуратно висящую на мужском локте верхнюю юбку — для заключительного группового селфи с мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Фото: Алла Гераскина / «Новая газета»
Два молодых и очень серьезных врача из Первого отделения кардиореанимации Больницы имени Виноградова признались честно — костюмы придумали за пару дней.
«Все свое ношу с собой»: переносной УЗИ-аппарат и очки виртуальной реальности: «Будущее близко и уже проводятся операции с подобной техникой».
— Ну и как вам участие в параде мод? — спросила я парней.
— В принципе, интересно, — отчеканили они. — Посмотреть на коллег с творческой точки зрения, от рутины оторваться, посмеяться.
Фото: Алла Гераскина / «Новая газета»
Честно говоря, представить данных сотрудников интенсивной терапии смеющимися мне оказалось очень трудно.
— Конечно, можно отметить день медработника традиционно — арендовать Кремлевский Дворец, выпустить на сцену поп-див, которые споют под фонограмму, и, вроде, все будут счастливы, — чуть позже объяснял мне в соседнем театральном холле заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. — В России учителя и врачи всегда были носителями интеллигентности, поэтому мы решили сделать праздник с упором на культуру.
Я убежден, что медицина — это искусство, которое просто использует последние достижения науки.
Леонид Печатников. Фото: Алла Гераскина / «Новая газета»
— Зарплату мы врачам поднимаем, хочется поднять и настроение тоже. Силами «Геликон-Оперы» мы подготовили не просто концерт, а спектакль, в котором переплетаются медицина и футбол — на злобу дня. Честно говоря, чемпионат для нас — это напряжение, серьезная подготовка. Когда в Москве на 1 миллион людей больше, — вздохнул заммэра. — Причем, у них же совсем другая ментальность. У нас все-таки в традициях — «Ать-два», а некоторые приезжают из Латинской Америки, у них такого «Ать-два» нет, и они на улицах Москвы карнавалы устраивают к ужасу нашей милиции и ЧОПов. Поэтому все немного напряженно. Но мы стараемся оказывать гостеприимство и спокойно реагировать на их не «Ать-два».
— А как вы думаете, кто выиграет чемпионат мира? — спросила я, раз уж зашел такой разговор.
— Я сейчас парадоксальную вещь скажу, плюс я не очень большой специалист, но мне очень нравится команда Бельгии, — признался Печатников. — Я ставлю на них.
Руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский ставить на футбол отказался и отправил меня с этим вопросом «к Гуляеву». Но про то, как сторона искусства видит симбиоз с медициной, ответил:
— Сегодня очень трудно найти тот жанр высокого искусства, где бы не требовалась профессиональная помощь наших коллег из медблока. У каждого танцора или вокалиста есть доверенный человек, который отвечает за то, чтобы все было хорошо. Искусство — это не конвейер. У нас есть незаменимые и здоровье каждого из них крайне важно.
А потом мы всеми собравшимися блоками, наконец, прошли в зал.
— Вчера я был на стадионе Лужники, где был первый матч между Россией и Саудовской Аравией, — начал Сергей Собянин, когда утихли довольно бурные аплодисменты. — Но даже это событие, к которому прикованы камеры всего мира, не может затмить день медицинского работника…
Мэр пообещал, что «лучшее здравоохранение на земле будет у нас в Москве» и передал слово министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой, судя по выступлению которой, будущее в Москве уже почти наступило.
Фото: Алла Гераскина / «Новая газета»
— Вы выявляете онкологические заболевания на первой-второй стадии уже у 60% пациентов, — обращалась к московским врачам министр. — К 2018 году вы вышли практически на 78 лет продолжительности жизни — это лучший результат в нашей стране. Понизили смертность у работоспособного населения на 35% за последние 4 года, госпитальную летальность при инсультах — в 2 раза, от инфарктов — в 5 раз!
Напоследок министр пожелала всем здоровья, сил и терпения, а на сцене началось основное шоу.
Артисты «Геликон-Оперы» — половина в футбольной форме, половина — в белых халатах — разыгрывали спасение рядового травмированного нападающего под аккомпанемент знаменитых произведений современного и классического репертуара. «Медсестры» танцевали с инвалидными креслами, каталками и капельницами, «врачи» обсуждали рентгеновские снимки на языке Верди. На Summer time случилась любовь между медсестрой и окончательно выздоровевшим под арию Калафа из «Турандот» футболистом.
Все закончилось «Калинкой».
— Ну что, куда пойдем Испанию–Португалию смотреть? — обсуждали в проходе врачи.
Я пошла в сторону Никольской. Где-то вдалеке уже гремела «Катюша».