В субботу в канадской провинции Квебек завершился саммит «Большой семерки». С учетом всех разногласий между странами-членами клуба — по торговле, внешней политике и климату — главной интригой было: подпишут ли вообще итоговое коммюнике или впервые в истории саммит завершится без совместного заявления?
Накануне саммита
Саммит Большой семерки открылся на фоне больших разногласий между партнерами, точнее — между США и остальными членами G7. Главный спор касался торговли: с 1 июня США подняли торговые пошлины на канадскую и европейскую сталь и алюминий на 25% и 10% соответственно. Евросоюз и Канада отреагировали ответными меры: ЕС объявил о введении повышенных пошлин на американские виски, мотоциклы, ряд продуктов и предметов одежды, Канада — на изделия из алюминия и стали, кленовый сироп, апельсиновый сок и пивные бочонки.
Еще один конфликт касается позиции США по Ирану. В мае Трамп заявил, что Америка выходит из ядерной сделки по Ирану, подписанной в 2015 году и предполагающий частичное снятие санкций с Ирана в обмен на отказ Тегерана от дальнейшего обогащения урана и вывоз большей части центрифуг. Трамп анонсировал введение новых санкций, а также пообещал, что они коснутся всех компаний, которые продолжат вести бизнес с Ираном: в их числе крупнейшие нефтегазовые и автомобильные концерны Франции и Германии. Кроме того, своим решением Трамп в принципе поставил под угрозу саму ядерную сделку, которую лидеры стран ЕС считают крупным дипломатическим успехом.
Нет единства и по многим другим вопросам: так, год назад Трамп объявил о выходе США из Парижского климатического соглашения — глобального договора, регулирующего снижение выбросов углекислого газа, в том числе, за счет перехода на альтернативные источники энергии и инвестиции в развивающиеся страны для помощи им в борьбе с последствиями климатических катастроф. Трамп заявил, что это соглашение не соответствует интересам американских производителей. Вернуться к Парижскому соглашению США призывают многие европейские лидеры — в частности, об этом говорил в апреле президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая в конгрессе США.
На фоне этих разногласий встал вопрос — а будет ли вообще подписано совместное коммюнике после закрытия встречи. Эмманюэль Макрон накануне саммита предсказал, что Трамп со своей позицией может остаться в одиночестве.
«Президент Америки, возможно, не против оказаться в изоляции, но и мы не против подписать соглашение между шестью странами, если будет нужно», — написал президент Франции в своем твиттере.
Впрочем, накануне саммита стало известно о том, что завершится он в любом случае без участия Трампа, который утром 9 июня улетел в Сингапур, готовиться к предстоящей во вторник встрече с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном.
В пятницу Трамп прибыл на саммит последним из лидеров стран «Большой семерки», а в субботу опоздал на завтрак, посвященный обсуждению проблем гендерного равенства, — последнее мероприятие с участием президента перед вылетом в Сингапур.
Вернуть Россию?
Отправляясь на саммит, Дональд Трамп еще больше накалил обстановку, предложив вернуть за стол переговоров Россию. «Россия должна быть на этой встрече, — заявил он в интервью американскому каналу CBS News. — Почему мы проводим эту встречу без России? Нравится вам это или нет, и возможно, я не совсем политкорректен, но мы должны управлять миром. И в формате G7, который был форматом G8, они выкинули Россию, и теперь они должны пустить ее обратно, потому что нам нужна Россия за столом переговоров».
Позицию Трампа поддержал премьер-министр Италии Джузеппе Конте. «Я согласен с президентом Трампом: Россия должна вернуться в G8. Это в интересах каждого», — написал он в своем твиттере.
До 2014 года встречи проходили в формате «Большой восьмерки», однако в 2014 году, после присоединения Россией Крыма, лидеры стран клуба отказались ехать в Сочи, где был запланирован очередной саммит, и провели альтернативную встречу в Брюсселе. Лидеры стран G7 тогда заявили, что прежний формат может быть возобновлен после того, как Россия выполнит условия по Крыму.
Комментируя заявление Трампа, президент Франции Эмманюэль Макрон отметил, что Россия до сих пор не выполнила необходимые условия для возвращения в клуб. С ним согласна и канцлер Германии Ангела Меркель.
«Мы согласны, что возвращение России в G7 невозможно до тех пор, пока не будет достигнуто значительного процесса в решении проблемы Украины», — заявила она.
Теплые отношения
Несмотря на все разногласия, встретившись на саммите, лидеры стран демонстрировали теплые отношения и взаимоуважение. Трампа сердечно поприветствовал премьер-министра Канады Джастин Трюдо, который перед этим обещал объяснить президенту Америки, почему введенные им торговые пошлины неприемлемы. Трамп в ответ на заявление канадского премьер-министра написал в своем твиттере: «Премьер-министр Трюдо был так возмущен, говоря об отношениях между США и Канадой и прочих вещах. Но он не упомянул тот факт, что они взимают с нас 300%-е пошлины на молочную продукцию, ущемляя наших фермеров и убивая наше сельское хозяйство!»
После пятничной сессии Трамп и Трюдо, выступая перед журналистами, улыбались и обменивались любезности. «Большое удовольствие приветствовать президента Трампа в Шарлевуа, — заявил Трюдо. — Возможность для нас обговорить широкий круг вопросов. Безусловно, торговля была и остается предметом дискуссий, но наши обязательства в мире, то, как мы работаем вместе, чтобы создавать рабочие места людям по обе стороны границы… Мы оба были выбраны за наше стремление поддерживать рабочий класс и помогать всем трудящимся стать его частью. И это как раз те вещи, которые остаются предметом нашего внимания».
«У нас очень хорошие отношения, — подтвердил Трамп. — Мы работаем над снижением тарифов и стараемся добиться справедливости для обеих стран. И сегодня мы достигли большого прогресса».
Трамп уехал с саммита одним из первых.
«Очень продуктивной» Белый дом назвал встречу Трампа и с Макроном — его главным европейским критиком. Макрон, в свою очередь, описал их диалог с Трампом как «очень прямой и открытый». И опубликовал в твиттере видео, где они беседуют вдвоем, с комментарием: «Продолжая разговор. Обсуждаем, поддерживаем живой диалог, сейчас и всегда».
Покидая саммит, Трамп на короткой пресс-конференции раскритиковал страны Евросоюза и Канаду за введение ответных повышенных пошлин на американские товары. «Мы как копилка, в которую все залезают, — заявил Трамп. — Это должно прекратиться сейчас, или мы прекратим торговать с ними». При этом Трамп отметил, что не винит страны ЕС, а винит предыдущих лидеров США, которые позволили поставить себя в такие условия.
Президент США поделился неожиданной в свете последних событий мыслью — вообще отказаться от таможенных пошлин в рамках отношений со странами, входящими в «Большую семерку». По его словам, конечная цель — создание зоны беспошлинной торговли. «Не знаю, сработает это или нет, но я это предложил», — заявил Трамп.
А новые санкции против России?
Несмотря на то, что к каким-то конкретным решениям прийти не удалось, совместное коммюнике было принято. В частности, подписали общую резолюцию по вопросам торговли (позже выяснилось: подписали все, кроме Трампа). В документе говорится о «признании свободной, прозрачной и взаимовыгодной торговли как ключевого параметра роста и занятости», — сообщает Reuters со ссылкой на текст.
Как рассказал в ходе пресс-конференции Эмманюэль Макрон, резолюция содержит семь положений, которые не урегулируют все существующие проблемы. «В ближайшие месяцы предстоит напряженная работа», — заявил президент Франции. Он так же отметил, что хотя встреча не сняла всех разногласий, она позволила «сохранить единство по всем вопросам, где это возможно».
Через несколько часов выяснилось: подписи президента США под документом нет. Трамп в своем твиттере заявил, что отказался подписывать его из-за «ложных заявлений» премьера Канады Джастина Трюдо на итоговый пресс-конференции: тот назвал «довольно обидным» повышение пошлин на сталь и алюминий. Пресс-секретарь Трюдо Кэмерон Ахмад ответил на это, что «премьер-министр не сказал ничего, что не обсуждалось бы прежде — в публичных заявлениях или частных беседах с президентом».
К таким вопросам относится пункт о новом совместном механизме быстрого реагирования на враждебные действия других государств — в частности, на кибератаки или такие инциденты, как отравление Скрипаля в Лондоне. Механизм предполагает, в частности, обмен информацией между спецслужбами, обмен технологиями, совместную работу на кибербезопасностью. «Новое соглашение дает понять: враждебные действия России или других государств не останутся без ответа», — заявила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.
Лидеры стран «Большой семерки» также выразили готовность ввести при необходимости новые санкции в отношении России.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»