Премия имени Пятигорского, учрежденная фондом поддержки и сохранения наследия философа, присуждается уже в течение пяти лет и за это время создала собственные традиции. Пожалуй, главная из них — предельно экспериментальный, поисковый формат текстов, которые попадают как в длинный, так и в короткий списки. Александр Моисеевич Пятигорский был мыслителем сложным. Академическим и одновременно вольным, западным и одновременно «восточным», философическим и литературоцентричным. Премия складывалась под стать человеку, именем которого она названа. В ее уставе есть формальная попытка определить, за что должна присуждаться награда, но противоречивый опыт пяти сезонов показывает: премия присуждается за попытки мыслить на русском языке. Формализуется этот процесс трудно, и еще хуже он укладывается в традиционные жанровые рамки.
Поиск, открытый премией, был особенно непростым на старте. В первом сезоне жюри не смогло назвать победителя, и этот жест, как показалось тогда многим, перечеркивал дальнейшее существование всего института. Но премия собралась на второй сезон, итоги которого тоже оказались неожиданными: премию (в том числе денежную в удвоенном размере за два года) получила переводчик текстов священника Александра Шмемана Елена Дорман. В третьем сезоне лауреатом наконец стал собственно автор: социолог и профессор Высшей школы экономики Александр Филиппов. В четвертом к нему присоединился востоковед и визионер Владимир Малявин, автор множества книг о культуре Китая. Сейчас пятый сезон вышел на финишную прямую, жюри определило короткий список из пяти книг.
Олег Аронсон написал работу «Силы ложного. Опыты неполитической демократии» — одно из острейших высказываний о положении вещей в мире после 2014 года, посвященное тирании, неравенству, поискам солидарности и способам существования интеллектуалов.
Татьяна Горичева продолжает традицию русской религиозной мысли своим текстом «О священном безумии. Христианство в современном мире». Текст автора был высоко оценен жюри, в том числе из-за точного попадания в «неформат» премии: автор рефлексирует о мышлении как опыте безумия.
Сергей Зенкин вошел в короткий список с монографией «Теория литературы». Этот текст — весьма условно — написан как учебник. Зенкин так самобытно и масштабно развивал филологическую науку в России, что из-под его пера никак не могло выйти стандартное учебное пособие, и это было отмечено жюри.
Широко обсуждаемое в этом году эссе Марии Степановой «Памяти памяти» рассказывает историю русского XX века сквозь призму семейных фотографий. Текст выполнен в новаторском жанре: он представляет собой микс автобиографии, художественной критики и философской концептуализации.
Наконец, на страницах «Новой» мы должны отдельно отметить последнюю номинацию. В короткий список премии Пятигорского 2018 года вошла книга «Метео-чертик» по лагерным рисункам Ольги Раницкой. Книга подготовлена обозревателем газеты Зоей Ерошок, большую публикацию о ней выпустил The New York Times.
Узница Карлага Раницкая по замыслу своих палачей должна была быть забытой. Но цепь событий, связанных с ее рисунками, возвращает память о ней, в этот процесс вовлекается все больше самых разных людей. Так сегодня делается настоящая литература: из встреч живых и мертвых, размеченных несколькими листами бумаги с чертиком. Одна из еще несостоявшихся пока встреч связана с поисками фотографий самой Раницкой, которые продолжаются сейчас. Возможно, внимание, которое привлекает к «Метео-чертику» премия, поможет с этой задачей.
Сразу несколько книг из короткого списка прямо или косвенно говорят в этом году о памяти и забвении, наследии XX века и языках, в которых мы можем описать историческую травму. Кажется, русскоязычный интеллектуальный поиск строится сегодня вокруг этой темы: мыслить — значит не забывать, иметь память.
В течение ближайшего месяца в рамках премии состоятся встречи с авторами книг, прийти на которые смогут все желающие.
В июле мы должны узнать следующего лауреата: выбирать лишь одного из пяти будет нелегко.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»