Репортажи · Политика

«Вы живете в России, понимаете?»

Крым и Севастополь дали Владимиру Путину не только 92 и 90% голосов, но и ряд тревожных сигналов

Иван Жилин , спецкор
Фото: Сергей Малгавко/TASS
За 10 минут до начала голосования у избирательного участка № 56 в Севастополе собирается толпа из 20 человек. В основном пенсионеры. Женщина, решившая голосовать за Грудинина, спорит с тремя сторонниками Путина: «Я пионерскую клятву давала, в комсомоле была. И вы хотите, чтобы за капиталиста проголосовала?»
В ответ ее убеждают: Грудинин тоже капиталист, у него зарубежные счета и в довесок — обманутые пайщики. «А Путин нас в Россию вернул», — назидательно добавляет пожилой мужчина в очках с толстыми стеклами.
Об участии в выборах, как о признательности Владимиру Путину, в Крыму говорили активно: крымчане собирались отблагодарить президента за возможность учиться в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, за сохранение доминирующей роли русского языка, за Керченский мост и, конечно, «за то, что нет войны».
Однако идейными оказались не все.
— Медали давать будут? — спрашивает у члена комиссии получивший бюллетень мужчина.
— Ах, медали, да-да! — спохватывается член комиссии и достает из пакета под столом значок с надписью «С Россией навсегда!».
С инициативой вручать медали пришедшим на выборы севастопольцам выступил лидер городского отделения «Патриотов России» Иван Ермаков.
Идея была одобрена горизбиркомом, но вышла боком: каждой избирательной комиссии на 1500 голосующих было выдано по 500 медалей, и уже к полудню они практически закончились.
В СМИ появились сообщения: «Севастопольцы отказываются голосовать без обещанных медалей». Тушить пожар пришлось бывшему главе горизбиркома Валерию Медведеву: «Вынужден сообщить, что машина, доставляющая в Севастополь памятные знаки, в настоящее время задерживается на Керченской переправе. Из-за шторма она работает по фактической погоде. Мы просим всех севастопольцев не переживать — даже если памятные знаки закончатся, то комиссия продолжит выдавать всем избирателям удостоверения. На основании удостоверения памятный знак можно будет получить в каждой территориальной комиссии с 20 марта».
Несмотря на заминку с медалями, явка на выборах президента в Севастополе оказалась высокой — 71,44%. Это на 26% выше, чем на выборах в Госдуму (45,67%), и в два раза выше, чем на губернаторских выборах (34,21%).
Схожий показатель явки и в Крыму — 71,55%. Но если севастопольцы очевидно шли на выборы по зову сердца, то крымчане зачастую делали это из-под палки. О принуждении идти голосовать, например, заявила учитель Почетненской сельской школы Лилия Нурлаева. Она опубликовала в соцсетях запись разговора с директором школы Еленой Братусиной:
«Л.Н.: Я еще раз говорю: я не ходила и не пойду.
Е.Б: Вы работаете в нашей школе, поэтому вы будете где-то в другом месте так говорить. Вы получаете заработную плату? Вы пользуетесь всеми благами, вы живете в России, понимаете? Вы обязаны прийти и проголосовать. «Против всех», против кого угодно. Вы должны прийти на выборы. Точка. Это не мое требование. Вы работаете в нашей школе.
Л.Н.: Я знаю, что я работаю в вашей школе.
Е.Б.: Вы хотите лишиться работы?
Л.Н.: Почему?
Е.Б.: А потому что вы живете в стране под названием Россия».
Тревожный сигнал президенту подали крымские татары. Выборы проигнорировали даже сторонники России из их числа.
— За 4 года пребывания Крыма в России было сделано все, чтобы крымские татары не пришли на выборы, — заявил «Новой газете» директор Крымского института стратегических исследований, пророссийский активист Ринат Шаймарданов. — Положения закона о реабилитации репрессированных народов не исполнены. У крымских татар отбирают земли «полян протеста» (самозахватов.И. Ж.), на которых они поселились десять и более лет назад. Нашему народу прямо указывают, что с ним не хотят считаться. Даже те, кто пришел голосовать, — голосовали именно за Владимира Путина, но никак не за крымскую власть.