7 октября в Париже вспоминали о том, что десять лет назад не стало Анны Политковской. Вспоминали, что заказчик ее убийства до сих пор не арестован. Вспоминали, что система, об опасности которой для нас самих и для остального мира Политковская говорила еще в начале 2000-х, оправдала ее прогнозы…
В большой зал мэрии 4-го округа пришло человек двести, и столько же осталось к концу вечера, который длился больше шести часов. От «Новой» приехала Елена Милашина, выступали и другие журналисты, друзья и коллеги Политковской, а также «политическая артиллерия»: директор департамента континентальной Европы МИД ФранцииФлоранс Манжен, посол французского министерства иностранных дел по правам человека Патрисия Спарацино-Тиелле, мэр 4 округа Кристоф Жирар, советник комиссара Совета Европы по правам человека Кристин Мардироссян.
Милашина, которая сейчас продолжает миссию «Новой газеты» в Чечне (миссия заключается в том, чтобы давать честную информацию о республике) напомнила, что за десять лет, прошедших после убийства Политковской, ситуация с правами человека и со свободой СМИ кардинально ухудшилась — и вообще в России, и особенно в Чечне: «Пример Чечни, где сложился режим сталинского типа, показывает, куда может прийти страна в целом. И сейчас мы наблюдаем, как Москва приближается к этому «идеалу».
И виноваты в этом, надо признать, мы сами: мы — граждане России.
«Первые признаки того, что власть объявила войну свободным СМИ, появились пятнадцать лет назад, когда закрывали НТВ, — напомнила Милашина, — Тогда еще не было такого страха, еще была жива Политковская, тогда протестовать еще можно было вполне безопасно, но проблема в том, что общество не стало протестовать. Оно не поняло, что все свободы начинаются именно со свободы слова. И оно не понимает этого до сих пор. А потому не готово эту свободу защищать».
Наверное, не стоит сильно удивляться, что по-настоящему за нашу свободу не готовы бороться и представители «всего прогрессивного человечества»: раз уж эта свобода нам самим не нужна.
Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
Флоранс Манжен рассказала, что сейчас французский МИД вместе с «европейскими коллегами» рассматривает возможность постоянного присутствия представителя Евросоюза на судебных политических процессах в России. Учитывая количество этих процессов, можно предположить, что одному евро-посланнику с этой задачей не справиться, так как «выражать озабоченность» придется без выходных и праздников.
К слову, на вечере все присутствовавшие представители французской и европейской власти выразили глубокую озабоченность по поводу действующего в России закона «об иностранных агентах». Жертвами которого стали недавно и «Мемориал», и «Агора».
Закон этот тоже принят не без молчаливого согласия граждан России. Граждан, которые сегодня в унисон с властью поют про «пятую колонну», составленную из журналистов и правозащитников, а завтра, когда вдруг оказывается, что в число врагов записали их самих, бегут за помощью именно к журналистам и именно к правозащитникам.
Мы в «Новой газете» много раз видели такие примеры в кабинете Анны Политковской: к ней приходили с криком «SOS» в том числе и те, кто вчера называл «врагом»
«То есть, с одной стороны, нагнетается истерия по поводу «шпионов» и «внутренних врагов», а с другой стороны, когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию, он приходит в правозащитную организацию, — говорит руководитель «Агоры» Павел Чиков. — И ему все равно, кто кого поддерживает и кто с кем сотрудничает».
Да, загнанный властью и (или) бандитами в один из четырех углов, человек быстро забывает, кого записывал в участники «пятой колонны». Мы в «Новой» много раз видели такие примеры в кабинете Анны Политковской: к ней приходили с криком «SOS», в том числе, те, кто вчера подвергал ее нападкам и называл «врагом».
В то время как она почти в одиночку выявляла преступления, творящиеся на территории «субъекта Российской Федерации» и — насколько хватало сил — разбиралась с другими делами. И буквально спасала человеческие жизни.
Из этих спасенных жизней можно выстроить полк.
А мы все — ее не спасли. Не спасли, потому что не выходили на митинги против закрытия свободных СМИ, не спасли, закрыв глаза на вторую чеченскую бойню, не спасли, промолчав в ответ на убийства других журналистов — среди них были наши Игорь Домников (2000) и Юрий Щекочихин (2003).
«Новая» продолжит работать в Чечне: и для того, чтобы помогать живущим там людям прорывать информблокаду, и потому, что из-за материалов о Чечне убили нашу Анну Политковскую и еще для того, чтобы показать, что убивать журналистов бессмысленно: вместо одного всегда придет другой, который продолжит работу», — сказала Милашина.
И добавила: «Когда люди в России поймут, что свобода слова — это базовая ценность, с которой начинается нормальная жизнь, вот тогда, может быть, что-то у нас изменится».
А пока мы живем той жизнью, которую сами для себя выбрали.
И то, что в десятую годовщину гибели Политковской большинство из нас не заставило себя подняться с дивана и выйти на акцию ее памяти — еще один симптом, который не обещает ничего хорошего.
Усугубляет ситуацию то, что наше «ничего хорошего» теперь активно экспортируется за границу. Хоть в Украину, хоть в Сирию…
И это происходит, в том числе, из-за пассивности западных демократий, сказал Жан-Франсуа Буторс, журналист и издатель книг Политковской во Франции. «Анна не занималась самообманом. Она всегда смотрела опасности прямо в лицо… Она, как никто другой, понимала, что происходит в России, — сказал издатель. — И Политковская говорила в начале 2000-х, что происходящее сейчас в России будет распространяться за ее границы…».
Но «на Западе» происходящее в России отзывается «оглушительной тишиной». «Как будто мы не хотим видеть, что там происходит. Как будто от того, что происходит в России, не зависит, в том числе, и наше будущее», — говорит Буторс.
Примеры Украины и Сирии показывают, что еще как зависит.
Французские власти долго и безуспешно пытаются договориться с Кремлем и по первому, и по второму вопросу.
А российские власти уже объявили, что 19 октября Владимир Путин приедет в Париж на открытие «православно-культурного центра».
P.S.
P.S.
Редакция выражает благодарность за проведение вечера памяти Анны Политковской тем, кто сделал его возможным: Amnesty International France (AIF), «Репортерам без границ» (RSF), Международной федерации за права человека (FIDH), французской Лиге по правам человека (LDH), ассоциации Russie-Libertés и мэрии 4 округа Парижа.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»