Уголовный суд Парижа огласил вердикт по делу о «ливийском финансировании» предвыборной кампании Николя Саркози на президентских выборах 2007 года (оно же — «дело Саркози — Каддафи»). В марте Национальная финансовая прокуратура потребовала для 70-летнего экс-президента семь лет тюрьмы, штраф в 300 000 евро, пятилетнего лишения гражданских и политических прав…
Суд приговорил Саркози к 5 годам тюрьмы и штрафу в 100 тысяч евро с запретом занимать должности в течение 5 лет — по делу об «участии в преступном сговоре». За то, что «допустил, чтобы его приближенные» имели дело с ливийскими властями. При этом Саркози был оправдал по трем другим из четырех пунктов обвинения.
Судья отметила, что деяние бывшего президента «заслуживает немедленного ареста в зале суда», однако, учитывая смягчающие обстоятельства, в частности его добросовестное присутствие на всех заседаниях, исполнение наказания откладывается.
Потому что он приговорен «с мандатом на заключение с отсроченным исполнением».
«Ордер на заключение» значит, что Саркози действительно будет обязан отбывать наказание в тюрьме. Но «отсроченное исполнение» позволило ему не попасть туда сразу — в отличие от других осужденных.
Так как он, по мнению суда, «не представляет риска побега», Национальная финансовая прокуратура в течение месяца назначит ему дату явки в исправительное учреждение.
Выслушав приговор, экс-президент Франции Саркози на выходе из зала суда заявил, что подаст апелляцию. Но даже это, как поясняет AFP, в данном случае не отменяет требование отбывания наказания по приговору первой инстанции.
Таким образом, Саркози должен стать первым президентом в истории Франции, которому суждено оказаться за решеткой — хоть пока широкой публике и не известно, как долго он будет за ней оставаться.
Скорее всего очень недолго — учитывая, что ему больше 70 лет, он сможет воспользоваться возможностью запросить замены наказания или УДО сразу, — в отличие от заключенных младше 70 лет, которые должны отбыть половину срока, прежде чем подать такое ходатайство.
Выйдя из зала заседаний за руку с супругой Карлой Бруни-Саркози, экс-президент, в частности, заявил: «То, что произошло сегодня в этом зале суда — крайне тяжелая вещь для верховенства закона и для доверия к правосудию».
«Меня судили по четырем статьям, и по трём я оправдан: ни финансирования, ни коррупции найдено не было. Я осужден лишь за то, что якобы позволил двум своим сотрудникам задумать — именно задумать — незаконное финансирование кампании», — заверил он.
«Даже председатель суда признала: "Никакого личного обогащения вам в вину поставить нельзя"», — подчеркнул экс-президент
На самом деле председательствующая отметила, «сговор» с ливийским режимом позволил Саркози достичь гораздо более важной цели — подняться на вершину государственной власти. И хотя судья заявила, что «из Ливии действительно поступали средства во Францию в 2006 году», она признала, что собранные следствием материалы «не позволяют доказать, что деньги, вышедшие из Ливии, в конечном счете попали в избирательную кампанию». По ее словам, движение средств было «затуманено», в частности через запутанное использованием счетов Зияда Такиеддина (о нем — ниже), которые она назвала «теневой клиринговой палатой», сделавшей деньги «неотслеживаемыми».
«И при этом вывод суда таков: я должен провести пять лет в тюрьме, — продолжил бывший глава государства. — Причем даже несмотря на то, что я никогда не скрывался, живу по известному адресу, исполнял все обязанности, суд назначает предварительное исполнение приговора, чтобы как можно скорее увидеть меня спящим в тюрьме».
«Я невиновен. Эта несправедливость — скандал. Я не признаюсь в том, чего не делал. Конечно, я подам апелляцию, и вероятно, даже предстану перед апелляционным судом в наручниках, — заявил он. — Я буду подчиняться судебным повесткам, и если они действительно хотят, чтобы я спал в тюрьме, я буду спать в тюрьме. Но с высоко поднятой головой».
Завершил свое выступление бывший президент словами: «У меня нет духа мести, у меня нет ненависти, и пусть все это хорошо поймут и услышат: я буду бороться до последнего вздоха, чтобы доказать свою полную невиновность».
***
Нынешнее дело стало одним из самых громких уголовных процессов Франции последних десятилетий. И по предъявленным обвинениям — Саркози обвинили в том, что он выиграл выборы на главный пост в стране при помощи 50 миллионов евро от ливийского диктатора Каддафи, — и по составу участников — вместе с бывшим президентом Французской Республики на скамье подсудимых (всего подсудимых было 13, но до приговора дожили то ли 12, то ли 11*) оказалось трое экс-министров.
Главный фигурант, Саркози, обвинялся в сокрытии растраты государственных средств, пассивной коррупции, незаконном финансировании избирательной кампании и участии в преступном сговоре. По этим обвинениям ему максимально грозило до 10 лет тюрьмы (теоретически суд мог увеличить срок, затребованный прокуратурой).
«Абсолютно доказано, что Николя Саркози действовал вне рамок своих полномочий министра внутренних дел (2005–2007 годы), чтобы заключить коррупционный сговор с Муаммаром Каддафи. Став президентом (2007–2012 годы), он (Саркози) продолжил исполнять этот сговор, используя ресурсы своего поста для продвижения интересов ливийского режима», — говорилось в обвинении Национальной финансовой прокуратуры (PNF).
По данным прокуроров, история началась не позднее октября 2025 года, когда глава МВД Франции Саркози встретился с Каддафи в Триполи. Хотя позднее Саркози оправдывал эту встречу обсуждением вопроса о контроле миграционных потоков в Европу, обвинение утверждало, что именно тогда был заключен политико-финансовый «пакт».
По данным PNF, Саркози и его приближенные получили не менее 50 миллионов евро от Каддафи в обмен на помощь в возвращении ливийского диктатора на международную арену. Среди «услуг» было и обещание содействия в помиловании зятя Каддафи Абдуллы Сенусси,
который был заочно приговорен во Франции к пожизненному заключению за его роль в одном из совершенных ливийским режимов терактов — подрыве пассажирского самолета DC-10 в небе над Нигером в 1989 году, в результате которого погибло 170 человек, из них 54 — французы.
Тот же Сенусси ответственен за взрыв «Боинга» в Локерби (1988 год, 270 жертв).
В течение следующего года (2006) доверенные лица Саркози — Клод Геан и Брис Ортефё, — по данным расследования, совершали тайные визиты в Ливию. Особенно уличающим, по данным обвинения, стал тот факт, что Ортефё, в то время министр территориальных сообществ, тайно встречался с Абдуллой Сенусси. Тьерри Эрзог, личный адвокат и старый друг Саркози (окончательно осужденный вместе с ним в 2024 году по другому уголовному делу), по данным следствия, тоже ездил в Триполи, чтобы обсудить возможность отмены обвинительного приговора Сенусси.
Сегодня, зачитывая приговор Саркози,
судья особо подчеркнула тяжесть того факта, что приближенные главы МВД и президента Французской республики (он сначала был министром внутренних дел, а потом избрался в Елисейский) обговаривали возможность «помощи» этому террористу.
Чтобы «удовлетворить свои политические амбиции», бывший президент заключил «фаустовский сговор о коррупции с одним из самых неприемлемых диктаторов последних 30 лет», заявил на судебном заседании в марте один из прокуроров.
Став президентом, Саркози с огромными почестями принимал Каддафи в Париже, позволив тому даже установить его «бедуинскую палатку» у дворца Мариньи, напротив Елисейского. Потом отношения президента Франции и «лидера джамахирии» дали трещину. Скандал начал разгораться в 2011 году на фоне «арабской весны», когда Саркози поддержал восставших и принял их представителей в Елисейском дворце. После этого Саиф Аль-Ислам,
сын Каддафи, в интервью Euronews заявил, что Саркози должен «вернуть деньги», полученные от Ливии для финансирования своей кампании, и пригрозил раскрыть детали переводов.

Николя Саркози со своей женой Карлой Бруни-Саркози в суде. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»
На следующий день Совбез ООН принял резолюцию, предусматривавшую возможность проведения военной операции для защиты населения Ливии от войск Каддафи. Еще через два дня, 19 марта, Саркози устроил в Париже встречу лидеров Лиги арабских государств, ЕС и ООН, после которой было заявлено, что военная операция может начаться в ближайшие часы. И обещание было выполнено. В августе 2011-го повстанцы захватили Триполи, а в октябре Каддафи был убит.
В 2012 году, между первым и вторым туром президентских выборов (которые Саркози, вероятнее всего, именно по этой причине проиграл Олланду), во французском онлайн-издании Mediapart были опубликованы первые документы по этому делу, которое дошло до суда лишь в январе 2025 г.
Саркози на процессе — как и другие обвиняемые — энергично отрицал все обвинения, заявляя, что не делал, не видел и не знал ничего, а обвинение основывается лишь на «выдуманной интеллектуальной конструкции».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«После 10 лет расследования» нет следа «ни сантима» ливийских денег в его кампании, уверял в суде экс-президент.
В один из таких моментов председательствующая Натали Гаварино прервала Саркози, напомнив, что доказательство может основываться и на совокупности косвенных улик, а также на показаниях свидетелей.
К тому же даже если экс-президент не участвовал в вопросах финансирования напрямую, его приближенные (в частности, экс-министры внутренних дел Брис Ортефё и Клод Геан), действуя в его интересах, с трудом отрицали на процессе свою роль в «ливийском деле», подчеркивает «Монд». И очень неубедительно рассказывали о том, что их самих «обманули», и даже после того как они это поняли, все равно так и не рассказали об этом своему президенту Саркози.
Чрезвычайно аккуратный экс-министр Эрик Вёрт, для которого прокуратура запросила лишь год тюрьмы за «незаконное финансирование кампании» из-за того, что тот не указал в отчетности 35 000 евро наличных пожертвований, снова «прошел по грани» и избежал осуждения — как и еще в нескольких уголовных делах, где каждый раз у обвинения не хватало доказательств.
Еще одна деталь, которую трудно объяснить, — дерзкий побег Бешира Салеха, главного финансиста полковника Каддафи, знакомого с ним со школы. На показания Салеха прокуратура рассчитывала особенно.

Николя Саркози (в центре) перед судом по делу о незаконном финансировании избирательной кампании на президентских выборах 2007 года экс-лидером Ливии Муаммаром Каддафи. Фото: AP / TASS
Но сразу после публикации в Mediapart он был чудесным образом вывезен с ливийской территории, где ему после падения Каддафи грозило преследование… «Ливиец знает многое, а Франция заботилась о нем: вывезла его семью из Ливии, предоставила гражданство его жене по вмешательству Елисейского дворца, хотя она не соответствовала законным требованиям», — отмечает «Монд».
«И он был настолько близок к Николя Саркози и его команде, что был вывезен [из Франции], взятый под крыло (франко-алжирским аферистом Александром Джухри)… И все это произошло на частных джетах <…> — он был сначала отправлен в Нигер, потом в ЮАР… Но Александр Джухри делал это не один. Он делал это рука об руку <…> с патроном французской внутренней разведки Бернаром Скуарсини, приближенным Николя Саркози и Клода Геана, который тогда был министром [внутренних дел]. Это сцена, достойная фильма, которую правосудие смогло восстановить и задокументировать благодаря телефонным прослушкам», — рассказывали журналисты Mediapart.
79-летний Салех, который несколько лет назад подвергся покушению в ЮАР, до сих пор находится в международном розыске, объявленном Францией, и с тех пор, по сообщениям СМИ, несколько раз менял страны проживания.
Кроме того, 15 ливийских руководителей, включая самого Муаммара Каддафи, в разное время подтвердили передачу денег на предвыборную кампанию Саркози. Один из них,
бывший премьер-министр Ливии и министр нефти Шукри Ганем, который мог стать ключевым свидетелем обвинения, странным образом утонул в реке Дунай в Вене на следующий же день после упомянутой выше первой публикации в Mediapart.
Позднее следователи обнаружили рукописные записные книжки Ганема, где детализировались финансовые потоки для кампании Саркози, включая три перевода на общую сумму 6,5 миллиона евро.
Согласно показаниям «посредника», Зияда Такиеддина, он лично передал пять миллионов евро наличными главе МВД Франции Клоду Геану в 2006–2007 годах.
75-летний Зияд Такиеддин, которого судили заочно (он скрывался в Ливане) и который был главным свидетелем обвинения на этом процессе… умер 23 сентября 2025 года — за два дня до приговора.
Еще один обвиняемый, Тьерри Гобер, экс-сотрудник и бывший приближенный Саркози, во время процесса, как отмечает AFP, «запутался в абсурдном объяснении», пытаясь оправдать, как 440 000 евро ливийских денег, поступивших на счет посредника Зиада Такиеддина, через два дня оказались на его счете на Багамах. В его записной книжке на тот день (23 января 2026 года) значилось: «НС кампания». Гобер сказал, что деньги были переведены на ремонт на вилле его друга (ныне покойного) в Колумбии. Саркози поклялся, что они с Гобером «не виделись годами».
***
Другие фигуранты были приговорены к следующим срокам… Брис Ортофё, бывший глава МВД, получил два года лишения свободы (возможна замена на электронный браслет), штраф 50 000 евро и 5 лет лишения гражданских прав. 80-летний Клод Геан, бывший генеральный секретарь Елисейского дворца и министр внутренних дел, приговорён к 6 годам тюрьмы, но из-за состояния здоровья в тюрьму не пойдёт; ему также назначен штраф 250 000 евро, и лишен пользования квартирой, от которой получал доход без права собственности.
Казначей предвыборной кампании Саркози-2007, уже упомянутый Эрик Вёрт — оправдан.
Башир Салех получил 5 лет тюрьмы, штраф 4 млн евро и 15-летний запрет занимать руководящие должности; он находится в международном розыске. Александр Джухри приговорён к 6 годам лишения свободы, штрафу 3 млн евро и 15-летнему запрету занимать руководящие должности в деловой сфере. Эдуар Ульмо, бывший сотрудник Airbus, предстал за выплату комиссионных Джухри в рамках продажи самолётов ливийской авиакомпании, но суд его оправдал.
Суд постановил «прекратить уголовное преследование» Тьерри Гобера. Причина: действия, вменяемые Гоберу по обвинению в «отмывании средств, полученных в результате налогового мошенничества», уже были рассмотрены в 2024 году. По другим эпизодам суд не признал его виновным, сочтя, что нет доказательств того, что полученные этим сотрудником Саркози 440 000 предназначались для предвыборной кампании последнего, несмотря на то, что они поступили со счета Зиада Такиеддина, пополнявшегося ливийскими деньгами.
Вахиб Насер, франко-джибутийский банкир, осужден за «соучастие в торговле влиянием», отмывание денег и подкуп; ему назначены 4 года тюрьмы и штраф 2 млн евро. Кроме того, в соответствии с требованиями прокуратуры суд также конфисковал его три страховых полиса на жизнь (на сумму 428 000 евро) и автомобиль Audi (стоимостью 13 200 евро).
Халид Али Бугшан, саудовский миллиардер, приговорён к 3 годам тюрьмы, штрафу 4 млн евро и 10-летнему запрету занимать руководящие должности в бизнесе, а его двоюродный брат Ахмед Салем Бугшан оправдан (оба обвинялись в рамках дела «о фламандских картинах», проданных Геаном для маскировки ливийского перевода в 500 000 евро).
Малайзийский адвокат Сиваджоти Раджендрам, обвинявшийся в посредничестве при покупке этих картин, приговорен к 18 месяцам тюрьмы и штрафу 100 000 евро, хотя, по сообщениям малайзийских источников, он умер в 2021 году.
***
Чо же касается Саркози, то для него нынешний приговор — уже третий.
Напомним, в 2023 году экс-президент Франции уже был признан виновным в коррупции и торговле влиянием по т.н. «делу о прослушках» и даже носил электронный браслет на ноге, приходя с ним на слушания по нынешнему, «ливийскому делу». После того приговора Саркози стал первым экс-президентом Франции, приговоренным к реальному сроку заключения (впрочем, год «реально» был заменен на браслет, который был снят через несколько недель «с учетом возраста» обвиняемого).
Кроме того, Саркози был приговорен в апелляционном порядке к одному году тюрьмы (шесть месяцев «реально») по делу «Бигмалион» о финансировании его проигранной президентской кампании 2012 года, кассационная жалоба будет рассмотрена 8 октября.
***
Когда материал был сверстан, стало известно, о том, что по «ливийскому делу» прокуратура тоже решила подать апелляцию на приговор Саркози. Это означает, что
следующая судебная инстанция будет иметь право ужесточить наказание экс-президенту.
По данным источника AFP, Саркози уже вызван в прокуратуру на 13 октября, чтобы узнать дату начала своего заключения. Источник уточнил, что экс-президент будет заключен под стражу «в относительно короткий срок» после своей явки.
Ассоциации по борьбе с коррупцией Transparency International, Sherpa и Anticor — учувствовавшие в суде в качестве истцов — приветствовали «исторически беспрецедентный» приговор бывшему президенту республики.
* Малайзийский адвокат Сиваджоти Раджендрам, которого обвиняли в том, что он помог экс-министру внутренних дел Геану под видом подложной сделки о продаже картин скрыть часть «ливийских денег» в размере 500 тысяч евро, скончался — по данным малайзийских источников, до начала процесса, в 2021 году.
Тем не менее, суд, не посчитав доказательства смерти достаточными, вынес ему сегодня приговор.
А главный свидетель обвинения Зияд Такиеддин умер за два дня до вынесения вердикта — зачитав в начале сегодняшнего заседания официальное свидетельство о его смерти в Ливане, председательствующая признала его достоверным. Уголовное преследование Такиеддина было объявлено прекращенным «в связи со смертью».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68



