СюжетыПолитика

Второй после маршала Петена

За что экс-президент Франции лишен высшей награды страны

Второй после маршала Петена

5 июня 2025 г. Николя Саркози со своей женой Карлой Бруни-Саркози в Елисейском дворце перед торжественным ужином в честь президента Бразилии. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Бывшего президента Франции Николя Саркози лишили двух наивысших государственных наград: ордена Почетного легиона и национального ордена «За заслуги». Лишили вопреки желанию действующего главы государства Эмманюэля Макрона. И «на фоне» отсутствия такого же решения в отношении президента РФ Путина.

Документ о лишении Саркози прав на ордена был опубликован в официальном органе Франции (Journal officiel) 15 июня, в воскресенье, — возможно, чтобы привлечь к новости меньше внимания, хотя решение было принято еще за десять дней до этого.

«Согласно распоряжению великого канцлера Ордена Почетного легиона от 5 июня 2025 года <…> зафиксировано автоматическое исключение из Национального ордена Почетного легиона г-на Николя Саркози де Надь-Боча, родившегося 28 января 1955 года в Париже. Это исключение влечет за собой окончательное лишение всех прав и привилегий, связанных с членством в Ордене Почетного легиона, а также запрет на ношение знаков отличия любых французских или иностранных наград, находящихся в ведении Великой канцелярии Почетного легиона», — говорится в документе.

То же самое там сказано и о лишении Саркози национального ордена «За заслуги».

Таким же санкциям подверглись и двое «подельников» экс-президента — Тьерри Эрзог (адвокат и друг Саркози со времен юности) и Жильбер Азибер — так же, как и он, окончательно признанные во Франции виновными в декабре 2024 г. по так называемому «делу о прослушках» — по обвинению в коррупции и «торговле влиянием».

Все трое были приговорены к году «реального» тюремного заключения (плюс два «условных» года).

А согласно уставу Ордена Почетного легиона, любое лицо, окончательно приговоренное к лишению свободы сроком на один год или более, подлежит автоматическому лишению награды.

Тем не менее на принятие этого «сложного» в политическом смысле решения ушло полгода.

Господин Саркози до сих пор сохраняет относительное влияние в политическом мире Франции, да и действующий президент Республики Эмманюэль Макрон в апреле недвусмысленно намекнул на то, что выступает против такого решения.

Заявив сначала, что как гарант «независимости судебной власти» «не должен комментировать» «судебные решения» (о первом в истории страны «реальном» сроке для экс-президента Пятой республики. Ю. С.), глава государства все-таки отметил, что Саркози хоть и «исчерпал все средства обжалования во Франции», но подал жалобу «в европейские органы» (ЕСПЧ.Ю. С.) с целью оспорить приговор.

А кроме того, так как Саркози «был избран президентом по воле суверенного народа», «я считаю, что он заслуживает уважения», — подчеркнул Макрон, добавив еще и слова о своем личном отношении к предшественнику: «Он имеет мое уважение, я думаю, он пользуется уважением французского народа, и с моей точки зрения, на том посту, на котором я нахожусь, мне кажется, что это было бы неправильное решение — лишать его этой награды» (ордена Почетного легиона. Ю. С.).

Президента Макрона много критиковала пресса за эту попытку «вписаться» за предшественника. Напоминая одновременно и о бессмысленности этой попытки.

Эмманюэль Макрон и эНиколя Саркози (справа налево). Фото: Zuma \ TASS

Эмманюэль Макрон и эНиколя Саркози (справа налево). Фото: Zuma \ TASS

«Принимать это решение было не его прерогативой — оно входило в полномочия великого канцлера Ордена Почетного легиона генерала Франсуа Лекуантра. Именно он подписал указ об исключении бывшего президента. Так зачем же заранее комментировать автоматическое решение, продиктованное элементарной логикой правового государства?» — задала сейчас риторический вопрос газета Libération.

И поставила президенту «на вид»: «Правовое государство — понятие, которое сегодня столь часто искажают популисты всех мастей, — это совокупность норм и практик, ограничивающих власть и привилегии тех, кто ее осуществляет. Подразумевая, что применение закона в данном случае означает неуважение к статусу президента, Эмманюэль Макрон продвигает плебисцитарное представление о власти. Хозяин Елисейского дворца утверждает, что народная легитимность — высшая форма легитимности — была дарована Николя Саркози в 2007 году, и что эта легитимность сохраняется на всю жизнь. Однако тот же самый народ лишил Николя Саркози этой легитимности пять лет спустя (когда Саркози проиграл в мае 2012 г. выборы Олланду. Ю. С.). Таким образом, Эмманюэль Макрон вписывается в бонапартистскую традицию, далекую от «либеральной демократии». Либеральной демократии, которую сегодня так часто атакуют; либеральной демократии, которую, между прочим, и вполне справедливо сам Макрон защищает от популистов и авторитарных лидеров, популярных как во Франции, так и в мире».

К слову, о таких лидерах — сирийский диктатор Башар Асад, например, остался без ордена Почетного легиона в 2018 году. А его союзник Владимир Путин остается обладателем этой высшей награды Французской республики (врученной ему президентом Шираком в 2006-м). Сам Макрон в феврале 2023-го, то есть уже через год после 24 февраля 2022 года, в ответ на вопрос прессы заявил, говоря о «символическом, но важном вопросе»: «Я ничего не исключаю […], но это не то решение, которое я бы принял сегодня». Пояснив, что подобные решения «всегда имеют глубокий смысл, и, по-моему, нужно выбрать подходящий момент, чтобы их принять».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Саркози в Парижском дворце правосудия во время процесса по «ливийскому делу». Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета».

Саркози в Парижском дворце правосудия во время процесса по «ливийскому делу». Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета».

Возвращаясь к Саркози — который, к слову, до сих пор время от времени выступает в роли «гибридного адвоката» Кремля, стоит отметить, что его случай — несмотря на всю кричащую разницу в масштабах — все-таки формально отличается от путинского тем, что Саркози был официально приговорен в суде.

А статья R91 устава Ордена гласит: «Исключаются из ордена: 1° Лица, осужденные за преступление; 2° Лица, приговоренные к лишению свободы без условного срока на срок один год или более». И именно это, и только это заставило в марте Великого канцлера Ордена Почетного легиона генерала Франсуа Лекуантра признать, что в отношении Саркози в ближайшее время будет инициирована неизбежная «автоматическая процедура исключения», учитывая его осуждение к одному году «реального» срока.

Впрочем, Асад лишился «Почетного легиона» (тоже, к слову, врученного ему Шираком) не по итогам судебного решения. В апреле 2018-го он «с негодованием» вернул награду французским властям через пару дней после появления новости о начале во Франции «процедуры лишения ордена». Процедура стала возможна благодаря измененной президентом Саркози статье R.96 , которая гласит: награды может быть лишен любой член ордена, «совершивший поступок, противоречащий чести».

В таком случае инициируется процедура с обеспечением права на защиту, и совет ордена выносит свое заключение. Для вынесения решения в пользу исключения требуется большинство в две трети голосов участников голосования. Но окончательное решение об исключении, при необходимости, может принять и лично президент Республики — великий магистр ордена Почетного легиона.

Снова возвращаясь к Саркози, отметим, что его «реальный» срок был тут же заменен на ношение электронного браслета, но и это суровое испытание господин Саркози выдержал всего-то чуть больше трех месяцев: с начала февраля до середины мая. В мае судья по применению наказаний постановил предоставить экс-президенту «условно-досрочное освобождение» в связи с достижением 70-летнего возраста (в январе) — при том что, как отмечают специализированные юридические ресурсы, он не отбыл даже половины «срока».

5 июня 2025 г. Николя Саркози со своей женой Карлой Бруни-Саркози в Елисейском дворце перед торжественным ужином в честь президента Бразилии. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

5 июня 2025 г. Николя Саркози со своей женой Карлой Бруни-Саркози в Елисейском дворце перед торжественным ужином в честь президента Бразилии. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Так уж совпало, что министерство юстиции Франции сейчас возглавляет Жеральд Дарманен — весьма близкий к Николя Саркози человек, работавший когда-то официальным представителем его предвыборного штаба.

Господин Дарманен — представитель правого политического лагеря, в стане которого решение об изъятии орденов у Саркози (одного из виднейших его представителей) ожидаемо вызвало самое сильное негодование. При том что левые это решение только приветствовали.

«Это правило, но это также позор в отношении президента, который не заслуживает такого рода решения», — посетовал в эфире Franceinfo генеральный секретарь переименованной Саркози правой партии «Республиканцы» Отман Насру (приближенный нынешнего главы МВД Франции Брюно Ретайо). А официальная представительница правительства Франции Софи Примас (входящая в ту же партию «Республиканцы») призвала прессу не сравнивать наказание Саркози с наказанием самого высокопоставленного предателя во французской истории. По ее мнению, «связывать это с маршалом Петеном недостойно».

Читайте также

Преступное президентское сообщество

Преступное президентское сообщество

В Париже завершился процесс над Саркози по «делу о деньгах Каддафи». Прокуратура запросила семь лет лишения свободы

Тем не менее пресса, конечно, не могла не отметить: Саркози стал вторым главой французского государства, лишенным ордена Почетного легиона, — после маршала Петена, у которого награда была отобрана после его осуждения в августе 1945 года за государственную измену и сотрудничество с нацистами. Не сравнивая, естественно, провинности Саркози с тем, что совершил Петен.

И напоминая о том, что помимо нескольких других уголовных дел экс-президента Франции судят по обвинению в получении денег на предвыборную кампанию от кровавого ливийского диктатора Каддафи. Приговор по этому делу должен быть вынесен 25 сентября.

P.S.

«Николя Саркози принимает к сведению решение, принятое Великим канцлером (Ордена Почетного легиона)», — заявил AFP его адвокат Патрис Спинози. И заверил, что «осуждение Франции (в ЕСПЧ) повлечет за собой пересмотр уголовного осуждения, вынесенного в отношении (Николя Саркози), а также исключения из ордена Почетного легиона, поскольку одно является следствием другого».

«Я отмечаю, что есть апелляция против судебного решения. Таким образом, это дело еще не совсем завершено», — отреагировал и глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро в программе Le Grand Jury в это воскресенье.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow