Президент Франции в ходе трехдневного государственного визита в Германию стер еще одну «красную линию», которую он, как и другие западные союзники Украины, рисовал два с лишним года. Макрон заявил, что украинцы имеют право наносить при помощи западного оружия удары по «военным объектам» в России. Стоявший рядом (крайне осторожный) канцлер Олаф Шольц поддержал коллегу, заявив: «У Украины есть все возможности делать это в соответствии с международным правом». Заявления прозвучали на совместной пресс-конференции в Мезеберге, которая подводила итоги визита — первого столь масштабного за четверть века.
«Битва с экстремистами» за Европу
Несмотря на то что лидеры Франции и Германии пересекают франко-германскую границу иногда по несколько раз на год, сейчас макроновской поездке был придан самый высокий дипломатический статус. «Мы недостаточно часто празднуем то, чего нам удалось достичь вместе» после франко-германского примирения в 1963 году, — отметили в администрации президента Германии.
«Это первый государственный визит президента Франции в ФРГ за последние 24 года… Это возможность подчеркнуть нашу общую приверженность демократии, в то время когда Германия празднует 75-летие своего Основного закона. Президент Республики станет первым главой иностранного государства, который будет приглашен на торжества, организованные в Берлине по этому случаю», — отметил Елисейский перед поездкой, которая включала в себя мероприятия в четырех точках: Берлин, Дрезден, Мюнстер, дворец Мезеберг.
Как заверил один из советников Макрона, визит, организованный по приглашению президента ФРГ Штайнмайера, вообще-то планировался еще в июле прошлого года, но тогда был отменен из-за «молодежных» беспорядков во Франции, а сейчас «удачно совпал» с европейскими выборами, которые должны состояться меньше чем через две недели и на которых и в Германии, и — особенно — во Франции, ожидается новый «прорыв» крайне правых. Поэтому лидеры ФРГ и президент Франции не могли отказать себе в возможности использовать этот саммит для того, чтобы еще раз пригвоздить «экстремистов», которые хотят пользоваться всеми благами единой Европы, отвергая ее основные ценности.
Олаф Шольц приветствует Эммануэля Макрона на франко-германском совете министров. Фото: dpa / picture-alliance
Макрон в первый день визита, 26 мая, на пресс-конференции с президентом Штайнмайером в Берлине заявил о важности голосования «в защиту демократии», у которой «никогда не было так много врагов внутри и снаружи». Говоря о «внутренних врагах» (то есть о крайне правых, а еще точнее — о партии Марин Ле Пен), Макрон заверил: если бы в последние пять лет (европейские выборы проводятся раз в пятилетку) «они были у власти», то это «только усугубило бы сложную ситуацию, в которой мы оказались»: «обнищание, раскол, поддержка России, отказ от Украины и меньше демократии».
Повторил — в Берлине, и на следующий день в Дрездене — аргументы, высказанные в конце апреля в программной европейской речи:
«Наша Европа может умереть», поэтому мы должны действовать «быстро и решительно» — в том числе в области обороны.
«Наша Европа смертна, и мы должны принять вызов», — говорится и в подписанной Макроном и Шольцем колонке, которая вышла 27 мая в газете Financial Times под привлекающим всеобщее внимание заголовком «Мы должны укреплять европейский суверенитет».
«Россия будет здесь завтра, послезавтра…»
Отметив, как же «Европе повезло», что у власти в Вашингтоне находятся союзники, которые долгие годы гарантируют ее безопасность и сейчас оказывают значительную помощь Украине, французский президент предупредил: во-первых, «нужно задать вопрос», «разумно ли всегда требовать от (американцев) еще больших усилий», а во-вторых: откуда уверенность в том, что «завтра» мы сможем рассчитывать на такой же уровень поддержки с их стороны. А Россия, «которая сегодня угрожает нашей безопасности и совершает ****** против Украины», никуда не денется — «будет здесь завтра, послезавтра…», «географию мы не изменим».
Макрону было важно повторять эти много раз сказанные слова именно в Германии — с учетом различий в подходе двух стран к вопросу давно лелеемого им проекта «общей европейской обороны» в дополнение к НАТО (в Берлине при этом по-прежнему верят в незыблемую крепость трансатлантического союзничества).
«Подлинное объединение Европы» состоится тогда, когда она «научится думать о своей общей структуре безопасности и обороны самостоятельно», и это — «задача на ближайшие годы», — подчеркнул французский президент.
Инструкторы и «удары по военным объектам»
На следующий день в Мюнстере президент Франции получил (из рук президента Германии) Вестфальскую премию мира. Нет, не за процитированные выше высказывания, а за «неустанные усилия по сдерживанию конфликта в начале российского ***** в Украину». То есть Макрон сегодняшний получил приз за усилия Макрона вчерашнего: напомню, именно он (часто — в компании с канцлером Шольцем) до самых последних дней перед 22.02.2022 пытался «договориться с Путиным», а еще спустя несколько месяцев попросил «не унижать Россию».
Премию Макрону должны были вручить еще в прошлом июле — во время визита, который в итоге был отменен.
Государственный ужин, организованный президентом ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером и его супругой Эльке Бюденбендер в честь президента Франции и госпожи Брижит Макрон. Фото: dpa / picture-alliance
Сегодня — на фоне все большей решительности, демонстрируемой президентом Франции в последние месяцы в вопросе поддержки Украины — формулировка премии звучит анахронично. Тем более что как раз накануне этого награждения глава Генштаба ВСУ Александр Сырский заявил через соцсети:
«Совместно с министром обороны Рустемом Умеровым провели видеовстречу с министром вооруженных сил Французской Республики Себастьеном Лекорню. Радостно приветствую инициативу Франции направить в Украину инструкторов для подготовки украинских военнослужащих. Мною уже подписаны документы, которые позволят первым французским инструкторам вскоре посетить наши учебные центры и ознакомиться с их инфраструктурой и персоналом. Верю, что решимость Франции побудит других партнеров присоединиться к этому амбициозному проекту…»
Сразу после этого министерство вооруженных сил Франции в ответ на запрос AFP не подтвердило, что договоренность уже достигнута, заверив, что вопрос находится «в стадии изучения». «Как уже неоднократно упоминалось, подготовка на украинской земле была одним из направлений, обсуждающихся с момента конференции по поддержке Украины, созванной президентом Республики (Макроном) 26 февраля… Мы продолжаем работать над этим вместе с украинцами», — заявили во французском министерстве.
Но ясно, что решение, с огромной долей вероятности, уже принято. Другое дело — и это было видно по реакции президента Макрона на пресс-конференции в Мезеберге на следующий день, — что в Париже посчитали разглашение такой информации как минимум преждевременным, если не вредным. Потому что, как говорил экс-президент Олланд после своего визита в Елисейский дворец в марте (Макрон тогда консультировался с различными «политическими силами» страны по поводу сказанных им на конференции 26 февраля слов о «возможности отправки западных войск в Украину»): «Чем меньше мы об этом говорим, тем лучше действуем».
Президент Франции, отвечая на вопрос об инструкторах, сказал: «Если вы имеете в виду то, что было озвучено вчера по некоторым каналам связи нашими украинскими партнерами, то я полагаю, что они сами исправили эти фразы. Поэтому у меня нет привычки комментировать слухи или решения, которые могли бы быть приняты. У нас есть четкие рамки действий: поддерживать Украину; делать все, что необходимо, и столько, сколько необходимо. <…> И у меня будет возможность, когда президент Зеленский приедет во Францию по случаю D-Day на следующей неделе (80-летие высадки союзников в Нормандии будет отмечаться 6 июня. — Ю. С.), принять его и в этот момент очень конкретно высказаться, чтобы объявить, что мы собираемся делать. Но я бы не стал комментировать несогласованные и неудачные сообщения».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
К слову, из телеграм-канала главкома Сырского сообщение так и не было убрано, по крайней мере, два с лишним дня — утром 30 мая оно все еще было на месте. Кстати, канцлер Шольц еще 27 февраля, после конференции в поддержку Украины, заявлял, что французские и британские военнослужащие уже находятся на территории Украины, помогая украинцам «в плане целеуказания и поддержки целеуказания» своих дальнобойных ракет Storm Shadow / Scalp. Так что сейчас речь, вероятно, идет об «официализации» присутствия военнослужащих и увеличении их количества.
30 мая газета Le Monde, со ссылкой на источники в Елисейском, подтвердила: «пока еще ничего не решено, но отправка французских и европейских инструкторов в Украину может занять всего несколько недель или даже несколько дней». По информации газеты, «французские власти стремятся создать (европейскую) коалицию стран», готовых отправить инструкторов. По информации источников, «в ближайшие дни обсуждение этого вопроса может ускориться, и о нем может быть объявлено во время визита во Францию президента Украины Владимира Зеленского, приуроченного к 80-й годовщине высадки в Нормандии» (о чем сказал и сам Макрон на пресс-конференции). Этот вопрос обсуждался во вторник, 28 мая, между главой французского государства и канцлером Шольцем на полях заседания франко-германского совета министров в Мезеберге, также сообщили источники.
***
Отвечая на другой вопрос («Президент Украины хотел бы, чтобы наряду с отправкой западных инструкторов было получено разрешение на нанесение ударов по российским позициям с использованием западного оружия. Готова ли Франция дать такое разрешение, например, на крылатые ракеты SCALP? <…>»), Макрон уже не стал пускаться в «стратегическую двусмысленность».
Президент даже заранее подготовил для ответа на этот вопрос наглядное пособие — распечатанную на листе A4 инфографику с картой.
Эммануэль Макрон показывает карту во время пресс-конференции в гостевом доме правительства Германии. Фото: AP / TASS
«Что касается вашего второго вопроса, который уже был поднят некоторыми нашими партнерами и союзниками, прямо заявившими о своем намерении разрешить (такие удары) (об этом, в частности, ранее заявили в Великобритании и Швеции. — Ю. С.), то рамки действий Франции в Украине остаются прежними: мы поддерживаем Украину в сопротивлении и защите ее территории, но мы не хотим эскалации», — начал французский лидер. Продолжил: «Что изменилось, так это то, что Россия несколько адаптировала свои действия. Некоторые из вас, в том числе одна хорошая французская вечерняя газета, подготовили эту карту (берет с трибуны листочек с распечаткой из газеты Monde) — Ю. С.), которая очень точна и показывает, что украинская территория, как вы можете видеть, подвергается атакам с баз в России». Пояснил: «Итак, как же нам объяснить украинцам, что они должны защищать свои города (…) Если мы им говорим: «Вы не имеете права достигать точек, откуда запускаются ракеты», — то фактически заявляем: «Мы поставляем вам оружие, но вы не можете защищать себя».
Сказав это, Макрон обрисовал текущую позицию Франции по вопросу украинских ударов французским оружием по территории России: «Так что мы остаемся точно в тех же рамках: мы считаем, что должны позволить им нейтрализовать военные объекты, с которых запускаются ракеты <…>, но мы не должны позволить им поражать другие цели в России: очевидно гражданские объекты или другие военные объекты…»
При этом министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон дал разрешение на подобное использование британского оружия еще в начале мая. Кроме того, если исходить из официальной позиции Кремля, удары западным оружием «по российской территории» ведутся уже года полтора: по крайней мере, по объектам в Крыму.
***
Шольц, отвечавший на вопрос об ударах после Макрона, хоть в очередной раз и не дал разрешения на передачу Украине немецких ракет Taurus, способных бить на 500 км, но вербально поддержал позицию французского коллеги и не выступил против ударов по «военным объектам в РФ» из другого немецкого оружия. «У Украины есть все возможности сделать это в соответствии с международным правом… Нужно чётко заявить: она *****, и она может защищаться".», — сказал канцлер.
Хотите единства?
«Мы видим, что единства мнений в западном лагере по этому вопросу нет», — сказал в тот же день пресс-секретарь Кремля Песков.
Единства пока действительно нет — как по вопросу ударов, так и по вопросу инструкторов (29 мая, уже после визита Макрона, против их отправки высказался глава минобороны ФРГ Писториус).
И если даже не учитывать позицию стран*, чье оружие не играет решающей роли, никак не удастся обойти вниманием мнение Вашингтона.
«Наша позиция на данный момент не изменилась. Мы не поощряем и не допускаем использования оружия, поставляемого Соединенными Штатами, для нанесения ударов по российской территории», — заявил по горячим следам Джон Кирби, представитель Совета нацбезопасности США.
Визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Киев. Фото: AP / TASS
При этом госсекретарь Энтони Блинкен, по данным New York Times, после недавнего посещения Украины, где его подробно ознакомили с происходящим в Харькове и области, стал призывать президента Байдена отменить этот запрет.
Логика снятия прежних «красных линий» говорит в пользу того, что и эта вскоре может быть стерта еще и в Белом доме.
Как говорил 26 февраля Макрон, объявляя о возможности «отправки западных войск»: «Многие люди, которые [сегодня] говорят «никогда, никогда», это те же, кто говорил «никогда, никогда танки», «никогда, никогда самолеты», «никогда, никогда ракеты большой дальности», «никогда, никогда то и это…» Напомню, что два года назад многие за этим столом говорили: мы собираемся предложить спальные мешки и каски (намек на Шольца. — Ю. С.). Сегодня они говорят: нужно действовать быстрее и сильнее, чтобы иметь ракеты и танки».
Но даже в случае, если Байден решит «не рисковать» с этой новой «красной линией» вплоть до своих выборов, роль «злых полицейских» уже в любом случае взяли на себя Лондон и Париж. И это очень немало.
*Например, глава итальянского правительства Джорджа Мелони сказала, что «выступает против» такого использования оружия, так как «надо быть очень осторожными»; премьер Испании уклончиво сказал, что у него «нет такого желания», а премьер Чехии Петр Фиала, напротив, поддержал такие удары, как и власти Польши, Нидерландов, Латвии, Эстонии, Канады… «За» нанесение ударов выступил и генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68