досьеПолитика

Приднестровье. Куда «рубят коридор»?

Что представляет собой республика, не признанная ни одной страной мира, а теперь втянутая в российско-украинский конфликт

Приднестровье. Куда «рубят коридор»?
Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

25 апреля 2022 около 17.00 в здании Министерства государственной безопасности Приднестровья прогремел взрыв. Затем ещё один, и ещё. В помещениях выбило окна, на улицу Манойлова Тирасполя повалил чёрный дым. Спустя полтора часа сотрудники ведомства объявили: здание было обстреляно из гранатомётов, пострадавших нет. А чуть позже источники российских СМИ и бывший спикер Верховного совета непризнанной республики Александр Щерба заявили: атаку совершили «украинские диверсанты». Так маленькое, нищее, никем не признанное государство оказалось втянутым в глобальную военную операцию XXI века.

Впрочем, кто его туда втянул? Версия об украинской агрессии начала разваливаться, когда государственный телеканал «Первый Приднестровский» в своем Telegram сообщил, что обстрел, судя по тубусам, вёлся из гранатомётов РПГ-22 или РПГ-27. Однако РПГ-27, по данным института Роберта Лансинга, используется всего четырьмя армиями мира:

  • вооружёнными силами Габона,
  • Иордании,
  • России
  • и самого Приднестровья.

Украины в этом списке нет. Эти расхождения приднестровская сторона пока никак не комментирует.

Уже поздним вечером, в 23.30, новые взрывы произошли на военном аэродроме возле Тирасполя. По предварительной версии, воздушная гавань была атакована с помощью дронов. Осколки снарядов повредили капот и боковое стекло автомобиля ЗИЛ.

Дальше события развивались по экспоненте:

  • на следующий день, 26 апреля, два взрыва прогремели в посёлке Маяк, в 10 километрах от райцентра Григориополь. Были уничтожены антенны вещания, которые ретранслировали российское радио;
  • 27 апреля Министерство внутренних дел Приднестровья сообщило, что с помощью дронов, якобы прилетевших с украинской территории, был обстрелян населённый пункт Кобасна, где располагается крупный склад оружия;
  • 6 мая на территории заброшенного аэродрома в селе Воронково произошло сразу четыре взрыва. Никто не пострадал.

Инфографика: Анна Жаворонкова / «Новая газета»

Инфографика: Анна Жаворонкова / «Новая газета»

Украина причастность к обстрелам Приднестровья отвергла. В СБУ попросили жителей непризнанной республики «не верить бреду» и обвинили в происходящем Россию. Министерство иностранных дел на обвинения в адрес Киева отреагировало также эмоционально:

Цитата. МИД Украины

«Украина решительно поддерживает территориальную целостность Молдовы в пределах её международно признанных границ, осуждает отчаянные попытки втянуть Приднестровский регион в … <Роскомнадзор> и призывает к деэскалации напряжения».

Тем не менее и Приднестровье, и соседние с ним украинские регионы к возможному вооружённому конфликту начали готовиться: российский провластный телеканал «Царьград» сообщил, что Вооружённые силы РФ в непризнанной республике приведены в полную боеготовность, Украина — объявила дополнительную мобилизацию 2000 человек в тероборону Одесской области.

Столкновение может оказаться не гипотетическим, если вспомнить, что 22 апреля, объясняя задачи «второго этапа спецоперации», замкомандующего войсками Центрального военного округа Рустам Миннекаев заявил:

цитата. Российские военные

«Одной из задач российской армии является установление полного контроля над Донбассом и Южной Украиной. <…> Контроль над югом Украины — это ещё один выход в Приднестровье, где также отмечаются факты притеснения русскоязычного населения».

Непризнанная республика — в одном шаге от участия в вооружённом конфликте. И ещё не известно, зачем Россия хочет «прорубить» к ней «окно».

Чем Тирасполь может воевать?

Что люди в Приднестровье думают о России?

Притесняют ли здесь русскоязычных в действительности?

И как вообще живут в непризнанной республике, юридически входящей в состав самой бедной страны Европы?

Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Как отделялось Приднестровье?

Приднестровская республика объявила о своей независимости от Молдовы ещё при Советском Союзе — в 1989–1990 годах. Сначала референдум был проведён в Рыбнице (сегодня это третий город республики), затем в Тирасполе. Поводом для отделения стало недовольство ростом националистических настроений в Молдавской ССР, где к тому времени большую популярность набрало движение «Народный фронт», члены которого были нацелены на интеграцию с Румынией

Между сторонниками СССР и сторонниками независимости Молдовы доходило до столкновений: 7 ноября 1989 года «народофронтовцы» сорвали празднование очередной годовщины Октябрьской революции в Кишинёве, подняв румынские флаги и перекрыв дорогу военной технике. Руководство республики, завидев, что праздник пошёл не по плану, поспешило покинуть площадь Победы. А следом на ней начались беспорядки, в ходе которых националистам удалось прорвать милицейские ограждения и полностью взять площадь под свой контроль. Новые масштабные столкновения сторонников «Народного фронта» с милицией произошли 10 ноября: пострадали 218 сотрудников МВД и 77 протестующих.

Уже 16 ноября первый секретарь ЦК компартии Молдавской СССР Семён Гроссу объявил о сложении полномочий. А на левом берегу Днестра, где бо́льшую часть населения составляли русские и русскоязычные украинцы, началась подготовка к отделению от Кишинёва.

Дополнительным фактором недовольства для Приднестровья стал принятый парламентом Молдавской ССР закон о языках, установивший молдавский язык в качестве единственного государственного. В Приднестровье сочли, что такое решение дискриминирует русский язык.

В декабре 1989 года было объявлено о создании Приднестровской автономии,а 2 сентября 1990-го в Тирасполе официально объявили о создании Приднестровской Молдавской ССР.

Что характерно, против отделения Приднестровья от Молдовы выступил не только официальный Кишинёв, но и Москва: президент СССР Михаил Горбачёв в декабре 1990 года подписал указ, в котором призвал Верховный Совет Молдовы убрать из нормативных актов «некоторые положения», «ущемляющие права лиц немолдавской национальности». И тем же указом признал провозглашение Приднестровской Молдавской ССР незаконным.

Тем не менее фактическое отделение состоялось. И на территории Молдовы появилась своя непризнанная республика.

Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Как здесь жить?

Если Молдова — самая бедная страна Европы и доходы населения в ней составляют в среднем всего около $270 в месяц, то Приднестровье живёт ещё хуже:

  • люди здесь зарабатывают $220–240,
  • средняя пенсия — $85–90.

Вот показательная зарисовка о том, как приднестровцы ходят по магазинам

«Марина достаёт каллиграфически написанный список покупок на сегодня: соль, перец, перловка, кукуруза, пшено. Около каждого пункта — цена и название магазина. Перец в пять раз дешевле в «Авоське», кукуруза — на рынке, зато в «Шерифе» можно найти дешёвую крупу».

Из материала «Просили Москву: найдите нам какого-нибудь прапорщика, его у нас изберут. Нет, не прислали»,
«Новая газета» , 2016.

Приднестровье — это тотальная бедность. По данным Верховного Совета республики, за последние полтора года из ПМР уехало больше 40 тысяч человек. Остались в основном старики. По словам сопредседателя «Общеприднестровского народного форума» Юрия Чебана,

на каждого работающего жителя республики приходится 5,5 пенсионеров и бюджетников.

Дом культуры в селе Колосово. Фото: Антон Поляков, опубликовано в «Новой газете» в 2016 году

Дом культуры в селе Колосово. Фото: Антон Поляков, опубликовано в «Новой газете» в 2016 году

Экономика непризнанной республики в значительной мере зависит от российских дотаций. В 2012 году Москва направила на нужды Приднестровья $800 млн, в 2013-м — $200 млн. А вот в 2015 году Россия в финансировании Приднестровью внезапно отказала: республика рассчитывала получить $100 млн на выплату пенсий и другие социальные обязательства, но Правительство РФ денег не дало. По неофициальной информации,

Москва сослалась на экономические трудности, вызванные санкциями из-за присоединения Крыма, а также на праздный образ жизни приднестровских чиновников.

Здесь нужно сказать, что Россия Приднестровью как своему форпосту в Европе деньги выделяет, но следит за этими деньгами ревностно. Вроде и свои люди, а всё же не Лукашенко — долги за пламенные речи о Брестской крепости, стоящей на пути НАТО, не простишь. Вот и против Олега Смирнова, сына первого президента Приднестровья Игоря Смирнова, в РФ даже возбудили уголовное дело: молодого человека заподозрили в хищении 160 млн рублей, направленных в Приднестровье в качестве гуманитарной помощи.

Отлучение от российских денег в 2015 году вызвало в Приднестровье настоящий кризис: людям официально стали платить 70% от зарплат и пенсий. Однако вскоре Россия финансирование вернула и теперь снова даёт непризнанной республике миллиарды рублей (а по словам экс-спикера парламента Приднестровья Михаила Бурла — порядка миллиарда долларов в год), не требуя их возврата.

Тирасполь. Цех завода Электромаш. В советское время этот завод был одним из крупнейших в Союзе предприятий по производству электродвигателей. Фото: Антон Поляков, опубликовано в «Новой газете» в 2016 году.

Тирасполь. Цех завода Электромаш. В советское время этот завод был одним из крупнейших в Союзе предприятий по производству электродвигателей. Фото: Антон Поляков, опубликовано в «Новой газете» в 2016 году.

Сложную схему Москва и Тирасполь придумали для оплаты газа. Точнее, для того, чтобы Приднестровье за него де-факто не платило.

Деньги за газ собираются с населения и предприятий Приднестровья, но в Россию не возвращаются, а зачисляются на так называемый газовый счёт и впоследствии расходуются на внутренние нужды. Как именно — никто толком не знает. Так продолжается уже больше 20 лет.

Однако не стоит думать, что в непризнанной республике хорошо живут только сидящие на российских дотациях чиновники. И что всю власть здесь формирует Россия. Есть в Приднестровье и свои «хозяева» — холдинг «Шериф» долларового миллиардера Виктора Гушана, имеющего, помимо приднестровского, молдавское, российское и украинское гражданство.

«Шериф» — уникальная для Восточной Европы супермонополия. В Приднестровье она владеет всеми видами бизнеса, приносящими доход: сетью автозаправок, супермаркетов, банком, единственным сотовым оператором, телеканалом, издательским домом, винно-коньячным и текстильным комбинатами, спорткомплексом, и, разумеется, знаменитым футбольным клубом, который в прошлом году обыгрывал в Испании «Реал»

На «Шериф» работают 15–16 тысяч человек, холдинг обеспечивает поступление в бюджет больше 50% налогов, он контролирует около 60% экономики республики и, как говорят, ещё и около 60% теневой её составляющей.

Сам Виктор Гушан почти не появляется на публике и не даёт интервью, но стоит почти за каждым крупным событием в Приднестровье. Неудивительно, что из 33 выбранных депутатов 29 — представители созданной и финансируемой «Шерифом» партии «Обновление», а ещё трое — бизнесмены, тесно взаимодействующие с «Шерифом». Ещё один мандат — у политолога, симпатизирующего «Шерифу». В конце концов, даже президент республики Вадим Красносельский — «шерифовский» ставленник.

Такая централизация власти не предполагает споров о векторе развития республики. И Приднестровье уже несколько десятилетий упорно (но пока безуспешно) идёт в Россию.

Но тогда почему же командующий войсками Центрального военного округа заявил, что в Приднестровье притесняют русскоязычное население?

Выбор Молдовы

В своей речи о целях «спецоперации» и «коридоре» в непризнанную республику генерал-майор Миннекаев, нужно сказать, допустил много катастрофических ляпов. «Судя по всему, мы сейчас воюем со всем миром, как было в Великую Отечественную войну. Вся Европа, весь мир против нас был. И сейчас то же самое», — сказал он, исказив историю до невозможного, потому что, очевидно, половина Европы и США воевали на той же стороне, что и СССР (у «Новой газеты» о союзниках был целый спецвыпуск). Кроме того, даже сообразуясь с существующей политической конъюнктурой, заявление Миннекаева оказалось неверным: ведь Кремль и МИД настаивают, что абсолютное большинство стран для России — дружественны.

Майя Санду. Фото: Андрей Мардарь / Коммерсантъ

Майя Санду. Фото: Андрей Мардарь / Коммерсантъ

Вероятно, генерал-майор имел в виду не притеснение русскоязычных в Приднестровье (где вообще-то на русском в основном и говорят), а разлад отношений между Тирасполем, Москвой и Кишинёвом после победы на президентских выборах в Молдове европейски ориентированного кандидата Майи Санду.

Та, едва вступив в должность, заявила, что Молдова не будет платить России за газ, поставляемый в Приднестровье, а затем, за несколько месяцев до «спецоперации», вместе с президентом Украины Зеленским осудила лучшего друга российского президента Владимира Путина Александра Лукашенко за участие в «гибридных атаках на ЕС» и репрессии против белорусского народа.

Но самое страшное, пожалуй, о чём заявила Санду после прихода на пост президента, — это о желании решить вопрос с Приднестровьем и вывести оттуда российские войска. Да, решить приднестровский вопрос обещали многие президенты Молдовы. Но одно дело, когда абсолютно пророссийский Игорь Додон предлагает провести федерализацию (тут поди пойми, кто ещё к кому присоединится — Приднестровье к Молдове или наоборот), а другое — когда прозападный лидер заявляет: «В Приднестровье находится оперативная группа войск Российской Федерации, в отношении которой никогда не было договорённостей со стороны Молдавии. Поэтому позиция государства состоит в том, что эти войска должны быть выведены, а оружие должно быть вывезено с территории нашей страны».

На инициативу о выводе войск моментально отреагировал глава МИД РФ Сергей Лавров, заявив, что российские военные находятся в регионе, чтобы «не допустить нового всплеска кровавого конфликта».

В попытке вывести российские войска за пределы Молдовы, видимо, и есть «притеснение русскоязычных».

2016 год. Концерт Иосифа Кобзона и певицы Валерии на центральной площади Тирасполя в поддержку Евгения Шевчука — нынешнего президента и кандидата на выборах. Фото: Антон Поляков, опубликовано в «Новой газете» в 2016 году.

2016 год. Концерт Иосифа Кобзона и певицы Валерии на центральной площади Тирасполя в поддержку Евгения Шевчука — нынешнего президента и кандидата на выборах. Фото: Антон Поляков, опубликовано в «Новой газете» в 2016 году.

Второй фронт?

Так действительно ли Приднестровье или российские вооружённые силы, базирующиеся в республике, могут атаковать Украину? Теоретически исключать такой возможности нельзя. Другой вопрос, чем атаковать.

Численность российской вооружённой группировки в непризнанной республике — около 1500 человек. Это мотострелки. У них нет тяжёлого вооружения, нет противоракетной и противовоздушной обороны, артиллерии, танков или авиации.

Вот что о вооружённых силах России в Приднестровье военный эксперт Павел Фельгенгауэр:

комментарий военного эксперта

Павел Фельгенгауэр,
военный обозреватель:

«Осталось два мотострелковых батальона на бэтээрах, которые по году по очереди выполняют миротворческие функции в регионе. Есть ещё батальон управления (командование, охрана, связь, обеспечение). <…> Оперативная группа российских войск в Приднестровье выполняет, по сути, символическую функцию, обозначая российское военное присутствие».

Из материала «Гарнизон Приднестровья на подножьем корму»,
«Новая газета», 2015 год.

Численность вооружённых сил самого Приднестровья — порядка 7,5 тысячи человек. Есть бронетехника — 10 танков, около 100 БТР, 30 систем залпового огня и устаревшие зенитки ЗСУ-23-4, произведённые ещё в СССР.

Атака даже совместными силами на использующую современное западное вооружение Украину будет выглядеть скорее как жест отчаяния. Впрочем, предсказать действия российского командования невозможно.

Военное представление на праздник 23 февраля в Тирасполе. Фото: Антон Поляков, опубликовано в «Новой газете» в 2016 году

Военное представление на праздник 23 февраля в Тирасполе. Фото: Антон Поляков, опубликовано в «Новой газете» в 2016 году

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow