КомментарийОбщество

«Государство не безлико»

Судебное дело «Мемориала» завершилось предсказуемо, но общее дело сбора доказательств по преступлениям против человечности начинается заново

«Государство не безлико»
Символика «Мемориала»* у собравшихся в день рассмотрения апелляции у Верховного суда. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Теперь мы понимаем, что неожиданный — спустя полтора года после последнего формального нарушения правила маркировки — иск Генпрокуратуры о ликвидации «Мемориала»* и то, что сейчас происходит в Украине — звенья одной цепи. Но как же глупо выглядели на этом фоне трое судей апелляционной коллегии Верховного суда — Галина Манохина, Владимир Зайцев и Олег Нефедов — в мантиях и медицинских масках. Лиц за масками не видно, снимающую прессу на этот раз в зал почему-то не пустили, но как же все это теперь тупо и бездарно!

Представители «Мемориала» об Украине не говорили, исключение сделала адвокат Мария Эйсмонт: «Только в тотально зачищенном публичном пространстве могла родиться столь безумная идея». «Мемориал» был важным игроком, способным возражать власти. Он выполнял (и впредь будет выполнять, что бы там ни решили судьи) в том числе важную миротворческую миссию. Именно «Мемориал» в числе немногих правозащитных НКО выступал с заявлениями против бомбардировок в Югославии, собирал доказательства и расследовал военные преступления в ходе двух чеченских войн (с обеих сторон), несомненно, стал бы (и будет) делать то же самое и применительно к новым вооруженным столкновениям, как бы их ни называть.

Но главным образом — и вся работа, и вся философия «Мемориала» строились на уважении к человеку, к его правам и свободам, что вошло в противоречие с набиравшим силу в России «военно-патриотическим» трендом.

Ходатайство о приостановлении рассмотрения дела в связи с мораторием ЕСПЧ, который потребовал дождаться рассмотрения в Страсбурге уже принятой жалобы «Мемориала» и ряда других «иностранных агентов», судом было отклонено: мол, Европейский суд просит приостановить не рассмотрение, а лишь исполнение решения, которое этой коллегией было оставлено в силе.. Выход России из Совета Европы, перспектива которого становится все более реальной, не освободит ее от обязательства исполнить решения ЕСПЧ по жалобам, направленным раньше, но так далеко наши власти не заглядывают, а сегодня говорить о ее международных обязательствах просто смешно.

Читайте также

Шутки со смертью

Дмитрий Медведев всерьез заговорил о выходе из Совета Европы, а вопрос о смертной казни пробросил в виде популистской наживки

Адвокат Генри Резник заговорил о проблеме судейского усмотрения, которое само по себе важный и необходимый компонент судебного решения. «Однако усмотрение, — сказал он, — предполагает, что судья опирается не только на формальный закон, но руководствуется ценностями, а их, общепринятых, не так уж много: государство, общество и человек. Конституция РФ (статья 2) провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Но в практике, в первую очередь судебной,

все перевернуто с ног на голову: человек снова обязан всем государству, а сложить голову за его непонятные человеку «геополитические» интересы — его долг.

Группа поддержки «Мемориала» у суда в день рассмотрения апелляции. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

Группа поддержки «Мемориала» у суда в день рассмотрения апелляции. Фото: Анастасия Цицинова / «Новая газета»

При разбирательстве в первой инстанции прокурор Жафяров, прекрасно понимая несоразмерность претензий к «Мемориалу» с его авторитетом в России и в мире, прямо указал на то, что стояло за иском Генпрокуратуры: «Почему нам, потомкам победителей, вместо гордости предлагают каяться?»… Сегодня «потомки победителей» стреляют друг в друга — вот куда заводит привычка кичиться подвигами взаймы.

реакция


Читайте также

Мы — «Мемориал»

Верховный суд РФ окончательно ликвидировал «Международный Мемориал»* — молодые российские аниматоры выпустили живые открытки в его поддержку. Премьера

Исполнительный директор «Мемориала» Елена Жемкова пояснила, что ее организация никого не призывала к раскаянию — это дело личное и даже интимное. «Мемориал» призывал лишь к личной ответственности. «Государство не безлико», — сказала она.

Сегодня любое высказывание или молчание превращается в политический жест. Именно это сказал судьям Резник: имейте в виду, что ваше судейское усмотрение носит политический характер, и за это вам отвечать, а ссылки на формальный закон сегодня оказываются просто бессмысленны.

* «Мемориал» был признан Минюстом в России «иноагентом», его деятельность была названа экстремистской и организация ликвидирована судом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow