Троих юристов «Сибири без пыток» перевели в статус свидетелей по делам о пытках заключенных после бунта в ангарской колонии №15. Об этом «Новой газете» рассказал руководитель организации Святослав Хроменков.
«Меня и юристов организации признали свидетелями по трем самым громким делам — (Тахиржона) Бакиева, Кежика (Ондара), (Евгения) Юрченко», — сообщил Хроменков.
Он сказал, что вчера сотрудники управления собственной безопасности ГУФСИН вручили второму юристу организации повестку о том, что его признали свидетелями по уголовному делу о насилии над заключенным. Завтра повестку собираются вручить третьему юристу, уточнил Хроменков.
Он также рассказал, что правозащитники подали жалобы в суд, чтобы оспорить законность врученных повесток.
«Исходя из позиции Конституционного суда, нельзя представителей допрашивать как свидетелей», — добавил Хроменков.
По его словам, юристов стали переводить в статус свидетелей после того, как они стали оспаривать отвод как представителей по делу заключенного Кежика Ондара.
«Подали три жалобы в суд. Также мы так и не получили постановление следователя об отказе в допуске в дело Бакиева. Тоже подали три жалобы. И вручили заявление с просьбой дать это постановление. И, после конкретных вот этих юридических действий по делу к нам пришли с повестками», — рассказал Хроменков.
Самого Хроменкова в конце марта сделали свидетелем по делу о пытках в СИЗО-1 Иркутской области, он представлял интересы одного из потерпевших по делу о пытках Кежика Ондара.
Ондара перевели в СИЗО-1 из ангарской ИК-15, где в апреле прошлого года произошел бунт. По словам его сестры Азияны Ондар, Кежика длительное время жестоко избивали и пытали сокамерники в «пресс-хате» СИЗО-1, чтобы добиться признания в участии в бунте в ИК-15. «В первые сутки ему сломали ногу, на вторые — засунули в задний проход кипятильник, включили его. Кипятильник, как я поняла, взорвался прямо внутри брата. Ужасные травмы, потребовалось две сложные операции, но он все равно будет инвалидом», — говорила она.
Бывший заключенный ИК-15 Евгений Юрченко в конце января рассказывал «Новой» о пытках. Заключенного Тахиржона Бакиева также, как рассказывали правозащитники, после перевода в ИК-6 из ангарской ИК-15 поместили в так называемый «пыточный отряд».
Бунт в ИК-15 начался после того, как один из заключенных сообщил об избиении сотрудником колонии, еще около 20 человек из солидарности порезали вены. В знак протеста заключенные отказались выполнять требования и подожгли цех деревообработки. Часть заключенных после произошедшего перевели в СИЗО-6.
По словам правозащитников, при подавлении бунта спецназом травмы получили несколько десятков заключенных. Впоследствии один из них, по данным правозащитника Павла Глущенко, умер в больнице, однако ФСИН это отрицала.