Сама компания называет новый инцидент «незначительным нарушением герметичности резервуара», сообщает, что оно обнаружено во время осмотра, и утверждает, что 20 протекших литров «собраны в специально оборудованную емкость».
Вроде пустяк, а «Норникель» вновь попал в центр внимания. И снова невнятица в цифрах и обстоятельствах — как и год назад, — поскольку еще до этого сообщения «Норникеля» краевое ГУ МЧС ответило на запрос «Новой», говоря о «разливе дизтоплива в обвалование объемом около 200 литров».
Год назад претензии Путина были в основном к сокрытию информации («Мы чего, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли?»). Можно спорить об обоснованности этих претензий (поскольку бюрократический регламент исполнялся, сведения о ЧП передавались согласно списку реагирования в таких ситуациях), но факт, что год спустя происходит то же самое. Почему?
Все просто. «Норникель» свое сообщение об инциденте датирует 08.05 местного времени, а ГУ МЧС — 08.25, временем доклада от единой дежурно-диспетчерской службы Таймыра. За 20 минут, видимо, такая разница — на порядок — и натекла.
Но «Норникель» публикует свое сообщение не до, а гораздо позже отчета МЧС. Ну а где в уставе этой коммерческой компании сказано о своевременном информировании граждан?
Краевое ГУ МЧС тоже промолчало бы, ввиду незначительности инцидента, но его осадили СМИ. А позже и губернатор Усс поручил краевому агентству по ГО и ЧС «взять ситуацию на особый контроль».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Красноярское ГУ МЧС саму суть происходящего называет «капельным истечением». Площадь разлива 30 кв. метров, капает под дном резервуара, установленного на сваях. Под местом истечения установлен желоб для сбора истекающего дизеля; место розлива обработано сорбентом; организована перекачка топлива из поврежденного резервуара в резервные. Прокуратура предоставила общественности снимки аварийной емкости. И добавила, что перекачка ведется не только в стационарные резервуары, но и в емкости железнодорожного подвижного состава. На момент обнаружения течи в резервуаре (РВС-20000) находилось 12,2 тыс. тонн топлива. Росприроднадзор назвал ТАСС причину: пропуск дизеля по днищу произошел из-за коррозии.
«Норникель», заплативший более 2 млрд долларов за прошлогоднюю аварию, утверждает: «Воздействие на окружающую среду исключено. Компания проинформировала об инциденте все надзорные и регулирующие органы. Предприняты оперативные меры на предупреждение по развертыванию бонов. На территорию нефтебазы завезен сорбент».
За три дня до этого инцидента «Норникель» информировал, что он поднимается в рейтинге крупнейших публичных предприятий мира (с прошлого года на 36 позиций, среди российских компаний — 5-е место); акции «второй месяц подряд занимают лидирующее положение в портфелях частных инвесторов» и остаются «самыми популярными среди российских эмитентов».
Поскольку экологические катастрофы в России, вызванные деятельностью крупнейших ресурсодобывающих компаний, не влияют на курс их акций, компании вправе забивать болт на подобные происшествия.
И поскольку мы наблюдаем повторение пройденного, очевидно, никаких системных и технологических выводов из прошлогодней аварии не сделано.
«Норникель», безусловно, можно понять. Эти разливы происходят регулярно (перед этим, например, — разлив на реке Колве в Коми, задевший и Ненецкую автономию), это не новость. И для субъектов экономики, и для народа, особенно в добывающих регионах, новостью бы стал год без разливов нефти. Это не факт журналистики, это свидетельство неизбывных процессов в наших пространствах. Это к философам и антропологам. Никакой метафизики: посмотрите, скажем, последний из ежегодных госдокладов Минприроды РФ (они все в открытом доступе), таблицу «Поступление нефтепродуктов в замыкающие створы рек бассейна Северного Ледовитого океана». Возьмем только Енисей (где морской и речной порт Дудинка). У Игарки вынос с водосбора за 2019 год составляет 89,9 тыс. тонн. Это, как понимаете, несколько больше, чем 21 тыс. тонн (разлив 29 мая 2020 года). А в 2016-м он был больше в 4,4 раза — 388 тыс. тонн. Если отматывать еще назад, в правительстве говорили о поступлении на замыкающие створы рек Арктического бассейна в среднем за год более полумиллиона тонн нефтепродуктов — на начало минувшего десятилетия.
И эти цифры зависят лишь от роста или падения водности рек. Человеческие усилия, включая нахмуренные брови Путина, прилеты Потанина в Норильск, решения судов, величина штрафов тут, скажем прямо, мало что значат. Хотя, конечно, декларируемые намерения насчет Севморпути и милитаризации Арктики чище ее не сделают.
Почти год назад вспоминал норильского зэка Гаевского, его рассказы о том, как их этап привез дизентерию, и трупы складывали штабелями — подобно дровам. Гаевский оставался инженером всегда (потому и выжил), у него свой взгляд на историю — через движение технической мысли: он описывал, как лагерные рационализаторы отказались от гробов, затем от того, чтобы хоронить в белье… А сам он выдумывал, как советскому государству экономить на производстве сотни тысяч рублей. После освобождения Гаевскому выдали: одеяло ватное, матрас тюфячный, простыню и наволочку. А также выплатили немного — я там называл конкретные суммы. Но не стал упоминать зарплаты нынешнего топ-менеджмента «Норникеля» и дивиденды владельцев — во избежание обвинений в разжигании соцрозни. Я лишь спросил, почему они не в состоянии организовать работу так, чтобы «все гайки были закручены, а все баки с топливом своевременно проверялись на протечки»? Это цитата.
Почему они не в состоянии объясниться со страной, с обществом, и как так получается, что они гребут из Норильска какие-то невообразимые деньги, а работает у них вот все так — досуха выжимается еще советский ресурс.
Ну вот — год прошел. Протек новый бак. Со всей наглядностью, чуть ли не день в день.
Можно вспоминать еще советские анекдоты про сантехника Петрова, про «течь устранили, остались одни брызги», про «не в кране дело, здесь все прогнило, всю систему менять надо». И выписанные после этого слесарю за публичные призывы к экстремизму два года колонии.