Адвокат Семен Цветков встретился с депортированным из Франции Магомедом Гадаевым в ОМВД Ачхой-Мартановского района, но тот отказался от услуг защитника. Об этом «Новой газете» сообщили в правозащитном центре «Мемориал»*.
О своем решении Гадаев сообщил в присутствии сотрудников полиции, отметив, что у него уже есть адвокат и в услугах еще одного он не нуждается. Он написал об этом и в письменном заявлении, которое полицейские вручать Цветкову отказались.
Из разговоров полицейских защитник понял, что Гадаева хотят отправить в СИЗО. «Сам Гадаев, со слов адвоката, во время встречи выглядел подавленным», — отметили в «Мемориале». В центре считают, что он мог отказаться от услуг Цветкова под давлением.
Вчера «Кавказский узел» со ссылкой на представительницу Human Rights Watch Татьяну Локшину сообщил, что Гадаева доставили в отдел полиции Урус-Мартана в Чечне. 11 апреля полицейские Нового Уренгоя (туда Гадаев приехал к родственникам после высылки из Франции) доставили Магомеда в отдел и передали его сотрудникам МВД по ЧР для этапирования в Чечню. Силовики проигнорировали тот факт, что Гадаев обратился за госзащитой, так как его жизни, как свидетеля по уголовному делу о пытках и превышении полномочий чеченскими полицейскими, угрожает опасность.
В октябре 2020 года Гадаева задержали во Франции на фоне особого внимания полиции к выходцам с Кавказа после убийства 18-летним чеченцем учителя Самюэля Пати. Магомеда поместили в депортационный лагерь, но суд приостановил, а затем отменил решение о высылке.
8 апреля Гадаева снова задержали, когда он пришел отметиться в полицию. По его словам, полицейские сослались на решение главы МВД Франции о депортации. При этом запрет суда на высылку остается в силе, а в конце месяца у Гадаева должен состояться суд по предоставлению статуса беженца во Франции, сообщила его жена. 9 апреля Гадаева выслали в Россию вопреки решению суда, он вскрыл себе живот в знак протеста.
Депортацию Гадаева осудили правозащитники Amnesty International, а обозреватель «Новой» Елена Милашина в связи с действиями французских властей в отношении Гадаева отказалась от франко-немецкой премии «За права человека».