Догадываюсь, чему он может смеяться, но городу, где дети уже рождаются с лейкозами, и рождаются массово, безусловно, нельзя показывать веселящегося при разговоре о нашем воздухе председателя Сибирского отделения РАН.
В целом никаких новостей в докладе об экологии сибирских городов нет. Все эти цифры народу хорошо известны из открытых источников, все это из года в год публикуется в госдокладах Минприроды федерального и его региональных аналогов, Роспотребнадзора федерального и его региональных управлений, а также Росгидромета, в научных и публицистических книгах и статьях, а также в СМИ.
«Вы знаете, что недавно ООН опубликовала доклад, и самым грязным городом планеты назван Красноярск, — вот здесь академика и разобрал смех. И вправду смешно. — Мы были недавно в Красноярске и знаем, что при хорошей погоде это не так. Но что бывает при плохой погоде — это действительно непросто».
Итак, до чего еще народ не дорос, чтобы правильно понимать.
Чего академики испугались и от чего решили народ оградить.
Эколого-медицинский антирейтинг городов Сибири представил директор Института оптики атмосферы СО РАН (Томск) Игорь Пташник. Доклад готовили в основном сотрудники этого института и Восточно-Сибирского института медико-экологических исследований (Ангарск) под общим руководством академика Андрея Дегерменджи, директора Института биофизики СО РАН (Красноярск). По данным из доклада Росгидромета за 2019-й, госдокладов регионов СФО и ежегодника «Состояние загрязнения атмосферы в городах» за 2017–2019-й, а также информбюллетеня «Актуальные аспекты заболевания населения СФО».
Из двух десятков российских городов с высоким и очень высоким уровнями загрязнения атмосферы 78% находятся в Сибирском федеральном округе (в скобках отмечу, что это по данным за один год, за многие другие годы этот список состоял исключительно из городов Сибири. — А. Т.).
В 23 городах ИЗА (интегральный индекс загрязнения атмосферы) оценивается как высокий.
Почти все население (до 90%) Таймыра живет в условиях высокого загрязнения воздуха.
Из 15 городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха в 14 приоритетный загрязнитель — бензапирен (мощный канцероген). На слайдах, демонстрируемых докладчиком, ПДК (предельно допустимая концентрация) бензапирена превышена в десятки раз.
На момент фиксации
- в Кызыле ПДК превышен в 116 раз,
- в Зиме — в 111,
- Минусинске — в 89,9 и т.д.
В Норильске даже не стали считать кратность ПДК — пропуск в таблице.
Оно и понятно: если в Кызыле с ее 116-кратным одномоментным превышением сумма выбросов обозначена в 11,4 тыс. тонн/год, то в Норильске она на порядки больше — 1790,4 тыс. тонн.
По сумме выбросов после Норильска следуют:
- Новокузнецк (290,8 тыс. тонн/год),
- Красноярск (186,2).
По выбросам на душу населения после Норильска идут небольшие города:
- Шелехов (2-й ранг),
- Братск (3),
- Усолье-Сибирское (5),
- Лесосибирск (6).
По загрязнению почв фторидами в Западной Сибири лидирует Новокузнецк с превышением ПДК в десятки раз, динамика неутешительная; по Восточной Сибири данные о загрязнении почв нитратами и фторидами в докладе и на слайдах не представлены.
(Но, как заметил далее один из докладчиков,
мы приходим к тому, что будем покупать сельхозпродукцию из Китая как экологически чистую и предпочитать ее отечественной,
поскольку там загрязнению почв уделяют внимания больше и многие пестициды, разрешенные у нас, там давно под запретом.)
Лидерами по загрязнению почвы тяжелыми металлами стали Свирск и Норильск. И если в Ангарске этот уровень загрязнения падает последние 20 лет, в Томске (умеренно опасная категория загрязнения) растет последние 5 лет.
Большинство водных объектов Тувы (67%), Хакасии (81), Алтайского (68) и Красноярского (81) краев оцениваются как «с загрязненной водой».
82% поверхностных вод в Новосибирской области оцениваются как грязные. И 68% — в Томской.
При ранжировании территорий по экологически значимым индикаторным потерям здоровья (2009–2018) к территориям наибольшего риска отнесены
- Красноярский и Алтайский края,
- Иркутская,
- Кемеровская,
- Новосибирская области
(будете рассматривать инфографику, не забывайте: это антирейтинг, то есть чем ниже ранг, чем столбик на диаграммах меньше, тем ситуация хуже).
В Красноярском крае хуже всего с раком, в Кемеровской области — с врожденными пороками, в Алтайском крае — с заболеваниями детей.
По сумме рангов наиболее неблагополучная медико-экологическая ситуация
- в Иркутской области,
- Хакасии,
- Красноярском крае,
- Алтайском крае.
Чуть лучше дела обстоят в республиках:
- Тува
- Алтай,
далее, еще чуть лучше — тоже с почти одинаковым показателем —
- Кемеровская,
- Новосибирская области,
- Омск (со значительным отрывом).
И наиболее благополучен Томск.
Докладчик отметил значительную корреляцию между состоянием воздуха и индикаторным здоровьем.
Где хуже воздух, там и здоровья меньше, от плохого воздуха мы защищены менее всего.
После доклада состоялось его обсуждение. В основном вопросы касались одного — откуда такие данные. Вот эти 116 ПДК по бензапирену, например. Вообще-то эти данные из года в год фигурируют в госдокладах, они не закрытые, ими оперируют также и все мировые организации. Почему данные Росгидромета вдруг стали вызывать у сибирских академиков вопросы?
Да, проблема с цифрами есть. Ими не просто жонглируют, их нещадно перевирают.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Показательно, что сибирские ученые не брали цифр из ежегодных госдокладов Минприроды РФ. Если б взяли, Красноярск в антирейтинге обошел бы всех как детей.
«Новая» уже писала об этом в начале года. В федеральном МПР в течение всего 2020-го сводили цифры за год предыдущий, и в итоге отметили в последнем госдокладе резкое повышение объемов выбросов загрязняющих веществ в воздух Красноярска — на 86,6%. Меж тем, по подсчетам их коллег из краевого МПР, выбросы не только не увеличились (да еще и почти вдвое), а напротив — уменьшились. Разница в данных составила более 100 тыс. тонн. И то, и другое — госдоклады. И при этом, по данным федерального МПР, увеличив вдвое выбросы, Красноярск с чего-то выпал из «Приоритетного списка» (городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха). На десятки процентов (!) разом снизились концентрации бензапирена, фторида водорода, фенола, оксида азота и т.п.
Но цифры Росгидромета — это его цифры. Это не МПР.
И почему академики раньше не заявляли о том, что Гидромет обманывает государство, президента, население РФ, мировое сообщество?
Тон неприятия услышанного задавал другой академик — основатель Института геологии нефти и газа СО РАН Алексей Конторович. Ожидаемо.
Пташник поинтересовался: «Согласовать эти материалы перед публикацией с администрациями?»
Пармон: «Это обязательно. С полпредством в СФО надо согласовать. Одно дело, когда эти данные разрозненны, другое — в концентрированном виде, тут можно взорвать обстановку».
Гендиректор АО «Западно-Сибирский испытательный центр», профессор СибГИУ (Новокузнецк) Наталья Журавлева — она была одним из докладчиков — подчеркнула, что все прозвучавшие цифры реальны, при среднегодовых 6–7 ПДК по бензапирену в дни НМУ (неблагоприятных метеоусловий, «черного неба») в Новокузнецке фиксируют 30–40 ПДК.
Конторович перед тем, как покинуть заседание и отправиться планово в больницу на лечение, сказал, в частности:
Пармон заявил, что на «сто процентов поддерживает» комментарий коллеги.
О приоритетах Пармон ясно высказался, заговорив на тему «искусственных налогов на карбоновый след», — «мы должны защитить страну». Для этого, значит,
народ не должен знать, как его травят «Русал», «Норникель», СГК. Логично.
20 января состоялось установочное заседание нового научного совета СО РАН — по проблемам экологии Сибири и Восточной Арктики. Академик Дегерменджи («главный дирижер» нового Совета, по определению Пармона) в полемике с Конторовичем пытается провести свою линию, свое видение целей только что созданного Совета. Как мне показалось, Пармон скорее склоняется к позиции Дегерменджи (тем более что ее поддержали и все, кто высказывался), говоря, что от «нас ждут не только мониторинга, экспертизы, а и предложения по системам управления, коррекции нормативной базы».
Прозвучавшие доклады — это итог первого месяца работы. И уже — секретить. Что будет дальше?
До этого один из коллег Дегерменджи рассказал, что «Русал» (En+) проявляет вроде заинтересованность в ликвидации последствий цветения воды в Красноярском водохранилище (Красноярская ГЭС дает ток КрАЗу — это все активы «Русала» и En+. — А. Т.), но переговоры идут уже два года.
На президиуме прозвучала информация о предложении профессора Александра Бакланова (департамент научных исследований Всемирной метеорологической организации) сделать один сибирский город — Красноярск — модельным. Сейчас под наблюдением ВМО находятся 30 городов мира, которым организация оказывает методическую помощь, матобеспечение. «Это не американские подачки», это в открытом доступе модели, открытые коды. Пармон одобрил: «Хорошее предложение. Согласовать действия с властями края или города и выйти на Абрамченко (вице-премьера, отвечающего за сибирскую экологию. — А. Т.). Потому что Красноярск значится (во всех правительственных программах по очистке воздуха). Там мощная реконструкция и реформирование по линии «Русала», закрывается производство «русаловское».
Насчет закрытия «Русалом» крупнейшего своего и в мире завода — не знаю, возможно, у Пармона свои источники информации.
Дегерменджи также поддержал идею:
В заключение Пармон распорядился «дать развернутую публикацию в «Науке Сибири», но, естественно, с цензурой, без цифровых данных». Конституция России побоку. На следующий день администраторы YouTube-канала СО РАН ограничили доступ к видео.
«Новой» его предоставили коллеги из «Тайги.инфо».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68