Сегодня завершается Берлинский фестиваль, и жюри Вима Вендерса назовет победителей. По общему ощущению, конкурс значительно уступает предыдущим годам, хотя ближе к финалу показали несколько хороших картин (в том числе «Жозефину» триумфатора «Санденса»). Но кажется, при всех уверениях директорах фестиваля Триши Таттл, что нынешний «Берлинале» делает акцент на кино, а не на политике, вышло ровно наоборот. При всем засилье «повестки» (храбрые женщины востока с открытыми лицами, детские травмы, творцы в тоталитарных системах, фильмы из развивающихся стран), скандалы разворачивались как раз из-за недостаточного внимания — как кажется нынешним звездным пропалестинским активистам — сегодняшним конфликтам и четкой позиции (речь идет о бойкоте Израиля).
Хотя в «Перспективах» были «Хроники осады» палестинца Абдаллы аль-Хатиба. Жизнь простых палестинцев в руинах под осадой. Вроде бы вне привязки к нынешним событиям, но финальный титр посвящен геноциду палестинского народа, продолжающегося с 1948 года. Фильму пророчат победу в этой секции.
Отсутствием на фестивале крупных звезд недовольна публика, да и фотографам явно скучновато на нынешней снежной красной дорожке.
Мне кажется, фестиваль, который заметно уступает в последние годы и Каннам, и Венеции, пытаясь угодить политическим тенденциям и европейским трендам, подбирая «крошки» других киносмотров, нуждается в перегрузке, внятной самостоятельной художественной идее. А сильному конкурсу даже скандалы «к лицу».