Комментарий · Политика

Изгнание каталикоса

Глава Армянской церкви не смог созвать «собор в эмиграции», став подозреваемым по уголовному делу

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Католикос всех армян Гарегин II во время литургии. Фото: Александр Патрин / ТАСС

В затянувшемся правительственно-церковном конфликте в Армении новый поворот. Николу Пашиняну удалось заблокировать выезд из страны католикоса Гарегина II, который, по слухам, хотел перенести свою резиденцию в Россию. Кремлевская пропаганда говорит о «гонениях на церковь» и необходимости «СВО в Армении», но инициатором конфликта стало руководство церкви, втянувшееся в активную политическую борьбу (включая попытки насильственного свержения власти) на стороне промосковских элит, сметенных бархатной революцией 2018 года…

Архиерейский собор Армянской апостольской церкви (ААЦ) должен был открыться 16 февраля в австрийском городе Санкт-Пельтен — столице земли Нижняя Австрия в 60 км от Вены. Должен был, но не открылся. 14 февраля прокуратура Армении возбудила уголовное дело в отношении Верховного патриарха и католикоса всех армян Гарегина II (Ктрича Нерсисяна), заблокировав тем самым его выезд из страны.

В Армении и за ее пределами этот беспрецедентный акт связывают с противостоянием премьера Никола Пашиняна и руководства церкви, доставшегося ему в наследство от прежнего промосковского режима Сержа Саргсяна,

сметенного прозападной бархатной революцией 2018 года, и принадлежащего к так называемому «карабахскому клану» бывших президентов Кочаряна и Саргсяна.

Используя в своих интересах возвращение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана и массовый исход из региона армянского населения, «карабахский клан» попытался вернуть власть, и Гарегин II со своими сторонниками принял в этом самое непосредственное участие. Во всяком случае, так считает следствие (об участии иерархов в этих попытках писала «Новая»).

Очевидно, решимости Пашиняну для очередного витка противостояния с Москвой — в том числе, по церковной линии — придал визит в Ереван вице-президента США Джэй Ди Вэнса 9–10 февраля. В ходе визита был подписан ряд соглашений, имеющих геополитическое значение: в частности, о поддержке в военной сфере и о постепенном переходе под контроль США атомной энергетики Армении. Вашингтон берет на себя разблокировку транспортных коридоров с востока на запад (из Азербайджана в Турцию), которые были заблокированы со времен распада Советского Союза.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и вице-президент США Джей Ди Вэнс. Фото: AP / TASS

Свою петицию Вэнсу смогли через адвокатов передать и «гонимые» армянские епископы во главе с отбывающим наказание Микаелом Аджапахяном, находящиеся под уголовным преследованием за участие в организации мятежа (трое из них даже сидят под стражей или в местах лишения свободы). Но едва ли такая апелляция возымеет действие — политическая деятельность осужденных, арестованных или находящихся под следствием епископов, которая привела к разного рода силовым эксцессам, расследуется в правовом поле, и особых претензий со стороны международного правозащитного сообщества это не вызывает.

В конце января СК Армении взял подписку о невыезде с архиепископов Натана Ованнисяна, Айказуна Наджаряна, епископов Ваана Ованнисяна, Овнана Акопяна, Макара Акопяна и Мушега Бабаяна — ближайших сотрудников и сторонников Гарегина II. Поводом для новых уголовных дел против руководства ААЦ стало неисполнение судебного решения (ч. 2 ст. 507 УК Армении), защитившего право епископа Геворка Сарояна на управление Масиацотнской епархией. Гарегин II и Верховный духовный совет ААЦ, в который входят подозреваемые по делу епископы, отстранили Сарояна от служения после того, как он поддержал призывы к смене главы церкви.

Суд в Ереване не признал за руководством ААЦ права увольнять работников церкви без канонических оснований, основываясь лишь на политических мотивах или личном конфликте, однако руководство ААЦ отказалось исполнять это решение суда и восстанавливать Сарояна. По этой логике, церковь существует не в юридическом вакууме, и ее служители, как и все граждане, должны иметь право на защиту своих гражданских, в том числе трудовых, прав со стороны государства. О подобном правоприменении в России (например, в отношении «лишенных сана» за свою пацифистскую позицию священников РПЦ) остается только мечтать.

В ответ на уголовное дело канцелярия Гарегина II выразила «решительное осуждение и глубокое возмущение». С заявлениями в поддержку католикоса вполне предсказуемо также выступили промосковские партии — в частности, Республиканская, возглавляемая Сержем Саргсяном (имеет четыре места в Национальном собрании).

Партия, не дожидаясь расследования дела, расценивает любые обвинения против католикоса как «сфабрикованные, антиправовые», а действия Пашиняна характеризует как «прямую агрессию против церкви».

Тут важно заметить, что нынешний виток противостояния вокруг Гарегина II как фронтмена антипашинянского «карабахского клана» имеет все признаки церковного раскола. 29 ноября прошлого года, после встречи с Пашиняном, десять иерархов ААЦ опубликовали воззвание о необходимости созыва собора с целью избрания нового католикоса. Помимо чисто канонических, моральных обвинений (в нарушении монашеских обетов, наличии внебрачного ребенка, отказе осудить архиепископа Аршака Хачатряна, чьи интимные видео утекли в сеть), авторы воззвания выдвинули Гарегину II и политические претензии — по их мнению, он попытался превратить древнюю и уважаемую церковь в прокси криминальной группировки, оставшейся не у дел и мечтающей любой ценой вернуть себе власть.

4 января уже нынешнего года Пашинян подписал с этими десятью епископами, представляющими половину всех епархий ААЦ в Армении, «дорожную карту» очищения и деполитизации церкви, после чего, на Рождество, был создан координационный совет епископата, духовенства и мирян, выступающих за отставку Гарегина II. Главные пункты «дорожной карты» — разрыв руководства ААЦ с политическими группами (имеется в виду прежде всего «карабахский клан»), запрет на сотрудничество с иностранными центрами влияния, восстановление канонического строя и очищение от морально разложившихся служителей. Предполагается избрание местоблюстителя Эчмиадзинского престола, который должен будет созвать Церковно-народный собор для избрания нового католикоса.

После заявления премьер-министра о сотрудничестве руководства ААЦ с российскими спецслужбами армянское общество стало ждать официального обвинения католикоса в госизмене. На этом фоне Гарегин II задумался о бегстве из страны и вариантах организации «Святого Эчмиадзина в изгнании».

Эчмиадзинский собор. Фото: Александр Патрин / ТАСС

Соответствующее решение и предполагалось принять на соборе в Санкт-Пельтене, поскольку армянская диаспора, не столь погруженная во внутренние политические конфликты в Армении, склонна по-прежнему воспринимать католикоса как важнейший национальный символ. Основной внешнеполитической опорой Гарегина II вполне закономерно стала армянская диаспора в России: именно Ново-Нахичеванская епархия ААЦ с центром в Москве обещает проклясть Пашиняна до седьмого колена.

На этой почве армянские СМИ стали высказывать предположения, что собор в Санкт-Пельтене примет решение о переезде католикоса в РФ, создав тем самым «параллельную» ААЦ, полностью подконтрольную Кремлю. Чтобы ни у кого не было иллюзий, 19 декабря прошлого года армянский правительственный сайт Civic.Am опубликовал учетную карточку главы Ново-Нахичеванской епархии, родного брата католикоса Гарегина II архиепископа Езраса Нарсисяна, о вербовке его КГБ СССР в 1986 году с агентурным псевдонимом «Каро». В том году будущий архиепископ как раз поступил в аспирантуру Ленинградской духовной академии РПЦ, а спустя еще два года стал настоятелем армянского храма в Ленинграде.

…На момент написания статьи никаких сведений о начале собора из Австрии не поступало, хотя усилия по его проведению хотя бы по видеосвязи продолжаются. Позиция епископов и священников, критикующих Гарегина II, состоит в том, что он может созвать и возглавить собор только после того, как ответит на выдвинутые против него серьезные обвинения канонического, морального и политико-юридического характера.

Архиепископ Саак II Машалиан, армянский патриарх Константинопольский. Фото: AP / TASS

Источник «Новой» в ААЦ сообщил, что координационный совет по очищению церкви и власти страны будет добиваться избрания нового католикоса до 7 июня, на которое в Армении назначены парламентские выборы, а наиболее вероятным кандидатом, поддерживаемым Западом, является 63-летний армянский патриарх Константинопольский Саак Машалян. В отличие от Гарегина II, учившегося в СССР и тесно связанного с РПЦ, Машалян «порочащих его связей не имел», получив образование в Турции, Англии и Ирландии. Впрочем, достойные кандидаты могут выдвинуться и из среды нового поколения армянского епископата, также не связанного какими-либо обязательствами с РПЦ и бывшим имперским центром.