Крепость, которую пришлось штурмовать: факторы против снижения ставки
Перед февральским заседанием у ЦБ РФ было как минимум четыре группы аргументов в пользу сохранения ставки на уровне 16%. Эти аргументы опирались на данные, которые к началу февраля уже успели войти в публичный оборот и не оставляли сомнений в серьезности проинфляционных рисков.
Главным и, пожалуй, самым весомым аргументом против смягчения были ценовые ожидания бизнеса. Январский опрос предприятий, результаты которого стали известны в конце января, зафиксировал индекс ожиданий на уровне 30,0 пунктов. Это исторический рекорд за всю историю наблюдений, за исключением двух месяцев весны 2022 года. Даже в декабре 2014-го, при обвале рубля вдвое, ожидания были ниже.
Важна не только статика, но и динамика. За четыре месяца — с сентября по декабрь — индекс вырос на 12,4 пункта. Интенсивнее ожидания разгонялись только один раз: весной 2022-го. Скорость ухудшения настроений бизнеса оказалась выше, чем в момент острой фазы валютного кризиса десятилетней давности.
При этом отраслевой разрез усугублял картину. Розничная торговля ожидала роста цен на 15,7% в ближайшие три месяца, сфера услуг демонстрировала 31,1 пункта при 6,03 в 2017–2019 годах, промышленность — 24,2 пункта. Бизнес-планы на 2026 год закладывали инфляцию 9,3%. Все это означало, что ожидания прочно заякорены на двузначных значениях, а разрыв с целевым уровнем инфляции 4% остается фундаментальным.