Начну с цитаты из ТГ-канала вологодского губернатора Филимонова:
Фото: телеграм-канал «Филимонов LIVE»
Начну с цитаты из ТГ-канала вологодского губернатора Филимонова:
«В Вологодской области остановлено вымирание народа и ликвидированы все алкомаркеты. Впервые за 11 лет начался прирост рождений, зафиксировано увеличение количества первых рождений — на 6,5%, третьих и последующих детей — на 3%. Констатируем снижение смертности, увеличение числа браков и сокращение разводов. На поддержку семей с детьми из областного бюджета в 2025 году направлено более 2,8 млрд руб. Ведем работу с вологжанками, когда-то уехавшими из региона по каким-либо своим причинам, — предлагаем им, в случае рождения малыша, регистрировать факт его появления на свет именно в родной Вологодской области».
Зачем фиксировать рождение ребенка именно в Вологодской области тем, кто уехал по каким-то своим причинам в другие регионы? Кроме сентиментальной — типа «родина предков»? Может быть, Вологодчина дает особые бонусы, преференции, открывает эксклюзивные перспективы, и ради этого стоит вернуться на родную землю и выполнить формальности?
Губернатор Филимонов вообще нетривиальный мужчина. И здесь не только запреты на продажу алкоголя и пессимизация алкомаркетов. И не только портреты Сталина и сталинский же френч. Не только вызовы на дуэль и… Ну, короче говоря, там много чего, что сделало главу не самого раскрученного региона одним из самых узнаваемых провинциальных чиновников в стране. В решении демографической проблемы он тоже нашел особые пути. И они как раз в заключительных строках приведенной выше цитаты.
Гуляет по Сети табличка с разблюдовкой по районам и главным городам Вологодчины. Эта табличка с планом и темпами его выполнения.
Георгий Филимонов. Фото: телеграм-канал «Филимонов LIVE»
План — по привлечению в регион женщин из других субъектов, чтобы они рожали именно в Вологодской области, получали за это вознаграждение и улучшали статистику.
Ну или рожали где угодно, а регистрировали новорожденных именно в краю Филимонова. И вот вам прирост рождения первенцев на 6,5%.
«Областные выплаты ориентируем на факт регистрации ребенка в Вологодской области. Таким путем идут многие российские регионы, обеспечивая мерами поддержки при условии регистрации малыша на территории субъекта Российской Федерации, предоставившего эту выплату. Сегодня рождается ребенок, а завтра семья выбирает нашу область местом построения своей жизни, переезжая жить в Вологодскую область. В том числе таким образом мы стараемся возвращать вологжан на родину, увеличивая численность населения. И это один из многочисленных общепринятых методов борьбы с демографической проблемой».
В еще одной цитате из Филимонова я выделил жирным два места. Потому что, во-первых, про демографические приписки в других регионах слышать как-то пока не доводилось. Возможно, я плоховато «слышу», «глуховат», так сказать. Про практику фиктивных разводов для повышения выплат якобы одиноким матерям — вот про это слыхал не раз, а про «импортозамещение» рожениц еще не доводилось. Так что назвать это общепринятым методом все-таки сложно.
Но перенять опыт Вологды — почему бы и нет? Можно наладить связь между регионами. Где-то рожают больше — и они могут «сдать в аренду» своих молодых матерей тем субъектам, где с отчетностью не ахти.
В обмен на что — тут, конечно, вопрос. Рожающие в других областях за дополнительные выплаты — это понятная схема. А что получат регионы, вычитая некоторое количество рождений у себя? Фантазировать можно неограниченно. Может, бензин или зерно? Продукция легкой промышленности или самосвалы. Эдакий натуральный обмен. Цифры рождаемости сейчас точно входят в губернаторский KPI. Ради них можно и придумать что-то по-филимоновски.
А другая фраза, которую я выделил шрифтом, — про семьи, которые сперва зарегистрируют в Вологде ребенка, а потом и жить там начнут. Вот это уже вряд ли. Череповец — точно не город мечты. Да и древняя патриархальная Вологда — тоже. Регион не настолько богат, чтобы пойти дальше разовых выплат за регистрацию младенцев и спонсировать, скажем, ипотеку.
Но лично я не уверен, что губернатор Вологодской области реально озабочен фактической стороной дела. Важнее цифры в отчетах наверх — простите за банальную догадку. Взять хотя бы любимое детище Филимонова — борьбу с пьянством. Он жестко ограничил продажу, уничтожил алкомаркеты и отчитался о достижениях: падение потребления алкоголя на душу населения в области, по его словам, составило 7,57 литра. Глава региона ссылается на данные ЕГАИС.
Но есть и другие данные из иных источников.
Согласно ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая система), потребление в Вологодской области выросло с 9,56 литра в январе прошлого года до 9,84 к концу 2025-го.
При этом общероссийский показатель за ноябрь по ЕМИСС достиг 7,63 литра на душу населения. Это рекордно низко за весь XXI век! Так мало при Путине народ не пил! Но не в Вологде. А с учетом географической специфики области, где много отдаленных деревень, посчитать, сколько там народ пьет самогона и насколько больше стали его гнать — абсолютно невозможно. К тому же в крупных городах возродилась практика, которой опять-таки с прошлого тысячелетия не было. Водку покупают и у таксистов. Разумеется, в любое время и в любых количествах.
Рожать в таких же количествах гораздо сложнее. Таксисты (простите за пошлую шутку) тут тоже не помогут. Но способы подогнать статистику и показать красивые графики существуют. Отдадим должное смекалке губернаторской команды. Не зря люди свои посты занимают, не зря получают зарплаты и премии.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}